Можно утверждать, что логическим развитием идеи содержательно значимых доминант в современном городе стали Сити-центры в крупнейших городах мира. Место этих небоскребов в образе города вполне отражает значение коммерческой составляющей в современной жизни.
Весьма существенно, что характерное для районов новой застройки сочетание скромных размеров храмов с окружением из многоэтажных зданий оказывается не только следствием новых строительных возможностей и экономических запросов. Это и отражение того места, которое религия занимает в современной культуре. Если исходить из того, что вероисповедание стало частным делом граждан, а доля населения, стабильно посещающего храмы или, хотя бы, интересующегося церковной жизнью, относительно невелика, то вполне логичной оказывается концепция формирования приходского комплекса (храма и дополнительных построек) как небольшого объекта, своего рода островка в жилом массиве.
Казалось бы, это так. Но на самом деле картина оказывается заметно иной: храмовые комплексы во многих случаях формируются как специальные ориентиры, а часто — и существенные составляющие районных центров. Конечно, это ориентиры местного значения, не претендующие на общегородскую роль или на формирование некой сети композиционно взаимосвязанных объектов. Такое, как правило, не реально при массовой многоэтажной застройке, да и общество, по-видимому, не испытывает потребности в формировании церковных композиции такого широкого охвата. Но заметная роль храмов во многих внутрирайонных композиционных построениях свидетельствует об определенном интересе и внимании населения к духовным проблемам. Нередко этот интерес тесно переплетается с самыми будничными повседневными запросами горожан. Характерно, что наряду с приходскими храмами, рассчитанными на обслуживание определенного городского района, появляются ведомственные по своей принадлежности церкви, развивающие традицию строительства домовых церквей при каком-то учреждении. В городах возникают и мемориальные храмы, связанные с важными событиями истории города или всей страны.
Приходские и мемориальные храмы возводятся на свободных участках, как правило, вблизи транспортных магистралей или главных улиц. Планировочная структура жилых кварталов к этому моменту уже сложилась, и для строительства храма выбирается наиболее подходящий в композиционном отношении участок из числа тех, которые подходят по своему размеру.
Сказанное выше основывается на наблюдениях, сделанных при рассмотрении ряда российских городов — Петербурга, Твери, Саратова, Самары, Волгограда и других. Но в наибольшей мере — на материале Москвы. Объем главы и характер возникающих задач делает затруднительным сколько-нибудь детально рассмотреть архитектурно-планировочные проблемы храмостроения сразу на нескольких городах. Поэтому в данной главе, в отличие от всех других, наблюдения проводятся только на московском материале, который представляется достаточно репрезентативным.
В большинстве новых районов Москвы на месте будущего храма сначала возводится небольшая часовня или временный деревянный храм, где проводятся службы до окончания основного строительства. Построенные в конце 1990-х — начале 2000-х гг. временные объекты до сих пор во многих районах Москвы остаются единственными культовыми зданиями. Замедление темпов строительства православных объектов на рубеже веков привело к тому, что большое число проектируемых храмов пока даже не заложено, а начатое строительство ведется недостаточно быстро. В связи с потребностью в православных храмах в районах массовой жилой застройки вновь активизировалось строительство небольших деревянных храмов, уже в качестве постоянных, стали усовершенствоваться ранее возведенные временные.
В данном разделе главное внимание будет уделено месту храма в объемнопространственной структуре окружения, хотя вопросы функциональной структуры тоже будут по необходимости затронуты.
Вначале обратимся к тем относительно немногочисленным примерам, когда храм мыслится как изолированный объект, содержательно близкий лишь определенной категории жителей. В таком положении может оказаться старый храм, обстроенный многоэтажными домами, или вновь сооружаемый. Первая из названных ситуаций наиболее характерна для застройки, складывавшейся в 19701980-е годы. Показательный пример — церковь Живоначальной Троицы в Голенищеве, недалеко от Мосфильмовской улицы. Замечательный шатровый храм XVI в. отгорожен пятиэтажной застройкой не только от улицы, но и от основных внутриквартальных проездов. Отведенный храму на рубеже веков довольно обширный земельный участок обнесен оградой, внутри которой возведены необходимые приходу невысокие постройки. Только одной стороной церковный участок не обращен к жилым кварталам, а граничит с долиной Сетуни и с устроенным за речкой полем гольф-клуба. Берега реки заросли деревьями, широких видов от храма или на храм не открывается. Участок воспринимается как место замкнутого, изолированного приходского комплекса.