Анализ положения храмов в современных жилых районах показал, что строительство новых и реставрация исторических культовых зданий чаще всего обусловлены потребностью жителей в приходских храмах, но нередко и желанием отметить значимость какого-то места или события возведением мемориального культового объекта (как это бывало и в минувшие столетия). В различных градостроительных ситуациях храмы берут на себя роль местных доминант и становятся композиционными центрами.
В реконструируемых районах складывается иная ситуация. Здесь храмы, как правило, возникли задолго до начала современных реконструктивных мероприятий. Их количество не столько определяется современной потребностью в культовых объектах, сколько оказывается заданным исторической ситуацией. Современное храмостроение представлено здесь по преимуществу воссозданием ранее разрушенных памятников и строительством мемориальных храмов и часовен на исторических храмовых местах. Реставрация и воссоздание памятников, фиксация мест утраченных храмов во многом оказывается актом культурного строительства, реализацией определенных идеологических программ. Но при этом большое значение при реконструкции исторической городской среды имеет возвращение храмам их традиционной сакральной функции.
Своеобразие роли храмов в районах с исторической застройкой и планировкой обусловлены высокой плотностью застройки и интенсивным новым строительством на территориях, окружающих памятники культового зодчества. В большинстве случаев места разрушенных храмов заняты, а участки сохранившихся памятников плотно обстроены современными гражданскими зданиями. Значительная часть этой застройки относится к периоду, когда культовые здания были разрушены или приспособлены под чуждые им функции. В результате храмы утратили свою градостроительную роль, причем не только из-за изменившегося соотношения раз- меров прежних доминант и нового окружения, но еще и потому, что пропало их прежнее семантическое значение. Возвращение храмов Русской Православной Церкви частично исправляет эту ситуацию. Культовые здания снова становятся важными элементами городской среды, несмотря на свои небольшие габариты по сравнению с современными объектами. На некоторых участках старого города сохраняются и старые композиционные приемы взаимодействия храмовых доминант с соседствующими зданиями.
Важное отличие размещения культовых зданий в исторически сложившейся среде заключается в их соседстве не с типовой массовой застройкой, а с объектами, многие из которых претендуют на роль композиционного акцента или даже доминанты. Наряду с этим в исторических кварталах из-за плотности застройки гораздо меньшую композиционную роль играет природный ландшафт.
В методиках охраны градостроительного наследия долгое время недооценивалась градостроительная и средообразующая роль действующего храма. Лишь в последние два десятилетия практика реконструкции центральных районов показала, что в сохранении и воссоздании ценностей городской среды значительная роль принадлежит культовым зданиям.
В то же время в прошлом храмы всегда были теми градостроительными элементами, которые позволяли композиционно связать планировочные и стилевые преобразования городской среды разных эпох. Именно традиции русского храмостроения способствовали пространственному обогащению композиционных схем, заданных нередко монотонной геометрией регулярных планов XVIII в. Благодаря традиционному расположению культовых зданий осуществлялось совмещение регулярной и дорегулярной планировки, причем последняя продолжала проявлять себя в расположении городских доминант, в направлениях основных улиц, в планировке внутриквартальных пространств и других фрагментов застройки. Соседство разновременных храмов в центральных городских кварталах способствовало образованию городских ансамблей, включающих постройки различных стилевых направлений, объединяло их в единую городскую среду.
Там же, где происходил снос значительного числа памятников культового зодчества, возникали серьезные изменения исторической планировочной структуры городов, что в ряде случаев приводило к ее деградации. В советское время, когда происходило массовое уничтожение храмов, а уцелевшие культовые здания, лишенные сакрального содержания, представляли ценность только как объекты архитектурного наследия, чаще всего не ставился вопрос о реконструкции, опирающейся на сохранение храмовых мест и культовых доминант. Даже в рамках «средового подхода», ставшего популярным в последней трети XX в., не придавалось должного значения роли приходского храма в организации городской среды.