Наиболее благополучны, но и наиболее редки те случаи, когда композиционная роль храмов в городе сохранилась без значительных утрат или искажений. В качестве примеров можно назвать Суздаль, Каргополь, Романов-Бори- соглебск. В таких городах проблема лишь в том, чтобы при реконструкции не разрушить имеющейся целостности резким изменением окружения объектов наследия. Не случайно, что в приведенном выше перечне примеров фигурируют исключительно небольшие города — в крупных столь благополучной ситуации встретить практически невозможно. Для них характерны заметные утраты в комплексе городского храмостроения, а также существенные изменения в окружающей церкви застройке.
В 1980-х гг. в связи с религиозным возрождением в российских городах происходит развитие различных направлений храмостроения. Православной Церкви и другим конфессиям были возвращены многие отобранные здания и ансамбли. Храмы стали важными объектами городской жизни и центрами притяжения большого числа верующих горожан. Утраты важных для города или исторического городского комплекса храмов вызвали поток реставрационных работ, возвращавших церквям характерный для культовых сооружений облик, а также ряд воссозданий, осуществлявшихся в 1980-1990-е годы.
Анализ практики строительства культовых зданий в исторических центрах российских городов позволяет выявить важнейшие черты этого процесса. Одной из принципиально новых тенденций последних десятилетий стало изменение профессиональной позиции архитекторов по отношению к воссозданию утраченных памятников, к проблеме «новодела». За относительно короткий промежуток времени в Москве были восстановлены Казанский собор на Красной площади, Иверская часовня, храм Христа Спасителя, проведена целостная реставрация Свято-Данилова монастыря и других памятников. При этом подчас негативная или скептическая оценка этих объектов с точки зрения научной реставрации компенсируется признанием значимости воссозданных сооружений для восстановления разрушенных градостроительных ансамблей и реконструкции исторической городской среды. Самым масштабным мероприятием по восстановлению разрушенных культовых объектов стало строительство храма Христа Спасителя (гл. арх. М. Посохин, Моспроект-2).
Заложенный в 1838 г. К. Тоном как памятник победы в войне 1812 г., храм был возведен на средства, собранные по всей России. Он, как известно, был взорван в начале 1930-х годов, а в конце XX в. восстановлен не только как утраченный памятник архитектуры, но и как главный собор Москвы. Храм Христа Спасителя воссоздан в исторических габаритах, но с привнесением существенных изменений, касающихся, в основном, подхрамового пространства, возникшего на месте холма, срытого после взрыва первоначального храма. В нижней стилобатной части создан историко-культурный и административный комплекс, включающий музей храма, залы Священного Синода и другие помещения Патриархии. Здесь же размещен нижний храм Преображения Господня с приделами, повторяющими посвящения церквей находившегося на этом месте Алек- сеевского монастыря.