В 50-е годы Аалто создает свои работы, активно используя насыщенные цвета красного кирпича и меди, естественную текстуру дерева. Своеобразный красно-коричневый колорит этих построек резко отличен от белизны и известной «внематериальности» его произведений 30-х годов (это дало повод критикам говорить о «красном периоде» в творчестве Аалто).
Первым значительным произведением этого периода было здание центра Сяйнатсало, рабочего поселка в центральной Финляндии с населением в 3,5 тыс. человек (1951—1953). Здание объединяет в себе функции библиотеки, торгового центра и ратуши. Его массивные объемы с высокими кровлями, крытыми медью, сгруппированы вокруг двора приподнятого на скалистой платформе. Расположение на повышенных отметках изолирует дворик от прилегающих дорог, в то же время разрывы между корпусами связывают его с окружающим пейзажем. Двор объединяет вокруг себя помещения библиотеки и ратуши. На уровне улиц под южным и восточным крылом располагаются обращенные вовне магазины торгового центра. Зал заседаний поселкового управления расположен на верхнем этаже, в кубическом глухом объеме.
Условия строительства требовали экономичности решения и применения местных материалов. Дерево и кирпич были использованы как в конструкции, так и в отделке. Перекрытие зала формируется открытой пространственной конструкцией из дерева, как бы воспроизводящей систему нервюр готического свода.
Суровость форм сооружения гармонирует с окружающим лесным ландшафтом.
Зал заседаний с его «готическим» покрытием и скудным естественным освещением рождает, однако, ассоциацию с культовыми сооружениями.
Прием группировки объемов вокруг полуоткрытого дворика Аалто развивает в более крупном масштабе при строительстве здания Управления пенсионного обеспечения в Хельсинки (1952—1956). Его композиция во многом определена формой треугольного участка, широкой стороной обращенного к парку. Объемы здания сгруппированы вокруг сада, приподнятого над улицами и отделенного от них подпорными стенками. Внутренние коммуникации связывают отдельные блоки под поверхностью сада, на уровне прилегающих улиц. На этом этаже расположены вестибюль и центральный двусветный зал для посетителей, библиотека, ресторан. Конторские помещения занимают многоэтажные блоки. Медь здесь использована не только для кровель, но и для облицовки импостов, разделяющих окна, горизонтальных тяг на кирпичных стенах и даже целых участков стен.
Объемы сооружения образуют серию разнообразных перспектив, меняющихся по мере обхода здания — от интимности парковой стороны к официальной суровости фасада, обращенного на магистраль.
Можно отметить подкупающие мягкой интимностью облика жилые дома сотрудников пенсионного управления в Мунккиниеми (Хельсинки), построенные в тот же период (1952—1954), сложный живописный комплекс университета в Ювяскюле (1952— 1972) и многоквартирный дом в Западном Берлине (1955—1957), квартиры которого с помещениями, сгруппированными вокруг комнаты дневного пребывания семьи и лоджии, повторяют в миниатюре все ту же тему пространственной композиции. Этапным для этого, периода творчества Аалто было здание Дома культуры в Хельсинки, которое он создал для прогрессивных рабочих организаций, группирующихся вокруг КПФ (1955—1958). Здесь при активном участии самих рабочих был выработан тип сооружения, обеспечивающего условия для культурно-просветительной и общественной работы организаций трудящихся Финляндии. Здание создавалось при активном участии трудящихся финской столицы, добровольно отработавших на строительстве 150 тыс. часов.
П-образный план комплекса сооружений образован расположением по сторонам полуоткрытого дворика объемов большого универсального зала (1800 мест при концертах) и пятиэтажного административного корпуса рабочих организаций, связанных двухэтажным блоком клубных помещений. Вдоль открытой стороны дворика, обращенной к магистрали, устроен легкий навес, создающий четкую связывающую горизонталь.
Асимметричные криволинейные очертания зала определяют сложную текучую поверхность глухого объема, бетонные стены которого, облицованные специальным клинчатым кирпичом, лишены проемов. Высокие медные кровли завершают эту форму, как бы продолжающую нагромождение гранитных скал, в которое врезана постройка. Сложность формы зала — результат осмысления архитектором многих факторов, включая очертания участка, требования акустики, видимости и т. п. Контраст пластичного массивного объема зала и геометрических форм подчеркнуто легкой стены административного блока определяет характер композиции в целом.
В комплексе Дома культуры ясно выразилось стремление Аалто «гуманизировать» рационализм. Формы, как бы воспроизводящие сложность природных, органических образований, порождаются противоречивостью объективных факторов, воздействующих на композицию. Заметим, что конструкции при этом отводится второстепенная роль — она лишь средство, которое определяет границы возможного, но не более. Индивидуализацию каждой постройки Аалто считает непременной задачей архитектора, поэтому он с предубеждением и враждебностью относится к стандартизации, являющейся условием индустриального строительства.
Индивидуалистические тенденции усиливаются в творчестве Аалто в конце 50-х годов — они проявляются уже в сложных формах церкви в Вуоксениске (1957—1959) и достигают апогея в серии построек, которые он создает за рубежами Финляндии. В композиции высотного дома в Бремене (ФРГ, 1958—1963) и культурного центра в Вольфсбурге (ФРГ, 1959— 1962) появились холодная надуманность и вычурность. Создавая постройки за рубежом, Аалто, более всех других финских архитекторов связанный с национальной культурой, не мог проявить самых сильных сторон своего мастерства в чуждой ему среде. Казалось, что в творчестве Аалто начинается спад — впечатление, которое было под
креплено невыразительной постройкой здания правления фирмы «Энсогутцайт» в Хельсинки (1960—1962)—одним из немногих проявлений неоклассицизма 1960-х годов в Финляндии.
Однако законченное в 1965 г. главное здание Политехнического института в Отаниеми стало наиболее значительным произведением мастера. Постройка эта завершила работу полутора десятилетий. В 1949 г. Аалто разработал генеральный план студенческого городка института на поросшем лесом скалистом полуострове Финского залива, в 7 км от центра Хельсинки. Вдоль дороги, ведущей от комплекса к городу, живописными группами располагаются корпуса исследовательских лабораторий и факультетов; дома преподавателей и студенческие общежития размещены на склоне, обращенном к морю. Ансамбль как бы растворяется в живописном ландшафте — лес, сохраненный в максимально возможной степени, образует его «соединительную ткань».