Новое направление в архитектуре современники нарекли эклектикой (от греческого «эклего» — выбираю). «Наш век эклектичен, — писал журналист и писатель Н.В. Кукольник, — во всем у него характеристическая черта — умный выбор». С этого момента заказчик и архитектор могли сами определять исторический стиль будущей постройки в соответствии с назначением и личными пристрастиями. Особая популярность именно готической архитектуры, как уже отмечалось, была вызвана массовым увлечением средневековой культурой.
Во второй половине XIX века многостилье в архитектуре объясняется массовым увлечением всеобщей историей и культурой человечества. Как отмечает Е. И. Кириченко, «с середины XIX в., после того как эклектика завоевывает права гражданства, а общественная и философская мысль, утрачивая интерес к общим проблемам, сосредотачивается на практических задачах, «готика» теряет былое значение, уступая место более «конкретному» в своих символико-смысловых ассоциациях — «русскому» стилю». Несмотря на спад популярности готики в жилом интерьере, ее мотивы продолжают использоваться, однако, со значительно меньшим размахом.
Примечательно, что готика в понимании человека первой половины XIX века не только ассоциировалась с почитаемыми идеалами, но и активно противопоставлялась классическому наследию. О масштабе распространения готики в русском искусстве красноречиво свидетельствуют слова Ф. Брюллова из письма 1829 года своему брату архитектору А. Брюллову, находящемуся в то время в Париже: «В Петербурге входит в моду все готическое.
В Петергофе маленький дворец выстроен для императрицы Александры Федоровны в готическом вкусе; в Царском селе -Ферма; теперь граф Потоцкий уже сделал столовую готическую и все мебели, и тому следуют уже все господа и рвутся за готическим. У Монферрана есть одно окно вставлено, и на него смотреть приезжают разиня рот, как на чудо… Следовательно, ты можешь себе представить, на какой ноге gotiqe».