Иконопись – особый вид живописи со своими правилами, которые нужно строго соблюдать. Писать иконы может далеко не каждый художник – для этого нужны специфические навыки и знания, поэтому на иконописцев учатся отдельно и обучение занимает несколько лет. Иконописная мастерская – это коллектив подвижников, объединенных общей верой и увлеченных своей профессией. Мастера, создавая иконы, понимают, что из-под их кистей выходят не картины, а святыни, которые должны соответствовать религиозным канонам.
Стили иконописи
Особенностью написания икон является стилизация – люди и предметы рисуются не детально, а схематично. Есть разные способы создания изображений. В любом из них используется символический язык, передающий духовное и религиозное сообщение.
Для работы в академическом стиле используется масло, произведение получается реалистичными, с яркими цветами и хорошо прописанными деталями. Именно этот стиль используют, создавая иконы для церквей.
В России широко распространена ярославская школа иконописи. Ее характерной особенностью считается сочетание живописной и гравюрной техники. Изображения получаются графичными, так как создаются с помощью тонких линий. Мелкие детали хорошо различимы. Стиль написания сложный, но достаточно свободный. Цвета чистые и яркие. Мастера используют в работе темперу – краски, смешанные с водой и яичным желтком, имеющие после высыхания матовый эффект.
Для иконописи в византийском стиле характерно обильное золочение. Изображение создается темперными красками, имеет глубокий религиозные смысл и сильную стилизацию.
Этапы написания иконы
Иконы пишут на дереве – в первую очередь на липе, сосне и ели. Реже используют кипарис. Доску оклеивают льняной или хлопчато-бумажной тканью и дают высохнуть. Затем наносят смесь из клея, воды и мела – у профессионалов она называется левкас. Количество слоев может доходить до 15. Каждый слой шлифуют.
На подготовленную основу наносят рисунок кистью или углем и заливают золотой краской. Золотят обычно только отдельные участки: фон и нимб. Затем наносят основные цвета, используя краски. Многие художники делают их по собственным рецептам. Последним выписывается лик и другие обнаженные части тела. Для этого используют коричневый тон, высветляя для объемности выпуклые части. Готовую икону покрывают олифой для защиты от пыли и влаги. Как правило, иконы создают не один, а несколько человек – это позволяет соблюдать правило соборности. Но заниматься созданием живописного произведения может и один мастер. На иконе обязательно подписывают именно изображенных. Подписи могут быть на греческом или славянском языке. Имя мастера на иконе не ставят.
Дополнительно иконописная мастерская оказывает услуги по росписи храмов, изготавливает киоты и доски для икон, занимается реставрацией. Это специализированное предприятие, с которым могут сотрудничать религиозные организации и частные лица.