Три объекта «Больших проектов» расположены на юго-восток от центра Парижа. Они связаны с набережными Сены. Ближе других к Лувру находится Институт Арабского мира, построенный по проекту Жана Нувеля. Выше уже упоминалось об этом здании и использовании его автором высоких технологий для аллюзий на традиционные образы культуры арабов.
Далее, между Сеной и Лионским вокзалом, архитекторы Поль Шеметов (род.1928) и Боря Уйдобро (род. 1936) соорудили комплекс Министерства экономики и финансов Франции, перемещенного из крыла Ришелье Луврского дворца (1982-1988). Громадное количество офисов нужно было разместить на участке, вытянутом вдоль бульвара Берси и выходящем к набережной, не прибегая к устройству небоскребов. Архитекторы использовали мегаструктуру, образованную ортогональной решеткой пересекающихся корпусов на стилобате из нескольких подземных уровней, занявшем всю территорию участка. Со стороны бульвара ее прикрывает мощная пластина, полоса верхних этажей которой, подобно балке, опирается на широкие опоры, образующие крупный ритм.
Проектировщики искали средство придать министерству энергичный образ, чтобы отделить его от коммерческих структур. Порождающей идеей стал виадук, соотносимый с масштабом железнодорожных линий (непосредственным образцом служил виадук Бир-Хакейм в западной части Парижа). Расширенные край- ние пролеты внешней пластины выходят за пределы основной мегаструктуры и не заполнены. Они -перешагивают» магистраль, проложенную по набережной; крайние опоры вступают в акваторию Сены. К аналогии с виадуком добавляются и другое городские образы — стена, арка, мост. Их взаимное наложение должно возвеличить и героизировать представление о системе государственного управления и бюрократии. Формы, определяющие структуру, приведены к сверхчеловеческому масштабу (подобного не удалось достигнуть ни одной из версий архитектуры власти в тридцатые годы). Выразительность надменного образа, однако, снижена вялой неопределенностью разработки крупных форм, невыявленнос- тыо тектонических отношений между опорами и пролетным строением «виадука* (из-за чего он воспринимается как картонный макет).
Череду «Больших проектов» Франсуа Миттерана завершил самый амбициозный и дорогостоящий — новое здание Национальной библиотеки Франции (1989-1996). Автор его — архитектор Доминик Перро (род. 1953). Здание заняло участок в 7 га на берегу Сены на месте железнодорожных линий, которые вели к вокзалу Аустерлиц. Со своими книжными полками длиной в 450 км, 12 миллионами книг и 3500 мест в залах для читателей оно стало выдающимся уже по своей величине. Его стратегическую важность для Парижа подчеркивают создание ветки метро, подводящей к библиотеке, и переброшенный к ней пешеходный мост через Сену от парка Берси.
Архитектор создал сооружение как гигантский символ, воплощенный средствами минималистского искусства (он заявлял о своем преклонении перед такими его художниками, как Карл Андре и Ришар Серра). Гигантская прямоугольная платформа здания, под которой расположены читальные залы, обрамляет заглубленное пространство сада с деревьями. Этот резервуар зелени, видимый только из залов, символизирует сады Эдема — место первородного греха, начала познания и того пути, который привел к миллионам книг и зданию, в котором они хранятся. По углам платформы, как минареты или башни средневекового замка, поставлены четыре высотных корпуса книгохранилищ Г-образного очертания, напоминающие раскрытые книги или книжные стеллажи. По первоначальному проекту их стеклянные объемы — утонченно-элегантный вариант «стиля Миса» — должны были иметь высоту 100 м. Протесты критиков, указывавших на трудность сохранения книг в стеклянных башнях, заставили сократить высоту объемов до 80 м и перенести часть хранилищ на подземные уровни.
Заглубленный сад библиотеки стал и жестом отрицания модернистских догм, включая корбюзианские «пять пунктов», среди которых — требование ставить сооружения над землей, на пилоны и создавать сады, поднятые на крыши. Самый последний среди «Больших проектов» подчеркнуто дистанцирован от модернизма Пэсрама Парижа и не связан с неомодернизмом восьмидесятых. Он стал одним из произведений
Большие проекты Парижа — лишь малая часть построенного в столице Франции за XX век. Но они связаны с «болевыми точками» города и дали неожиданно сильный импульс его культурной жизни. Более того, — они внесли новую энергию в развитие всей французской культуры. С их появлением облик Парижа в целом заметно обновился. Субсидируемое государством развитие важнейших узлов города привлекло значительные частные инвестиции.
Оказалась сильно поднятой планка качества и для строительства, развивающего городскую ткань. При этом получила признание ориентация на архитектуру рационалистического характера — прежде всего на неомодернизм. Многие жилые кварталы Парижа и его пригородов получили выразительную, запоминающуюся новую застройку, высокоэмоциональную при сдержанной аскетичности формы (постройки Кристиана Портзампарка, Анри Годена, Анри Сириани, Франсиса Дюсапена, Франсуаз Леклерк и других). Опыт Парижа восьмидесятых показал плодотворность развития, направляемого единой волей и общим замыслом. Эффект «Больших проектов» получил резонанс в целостности города, а главное — побудил живые процессы, развивающиеся в его культуре.