Посетив Дрезден в 1718 году, писатель Иоганн Михаэль фон Лоэн с восторгом отмечал: «Дрезден кажется одним большим дворцом, как если бы все новшества строительного искусства соединились бы гармонично и все же могли быть обозреваемы по отдельности. Иностранцу требуется несколько месяцев, если он желает хорошенько рассмотреть все, что есть здесь прекрасного и величественного».
То была эпоха Августа, время, когда Дрезден считался красивейшим городом Германии. Он привлекал просвещенных любителей искусств не только дворцами и церквами, но и богатейшими художественными коллекциями. Археолог Винкельман превозносил здешнее собрание антиков, признаваемое величайшим на всем пространстве к северу от Альп. Для поэта Гете художественная галерея, основанная в 1722 году, являлась «святыней».
Фридрих Август I (Сильный) (1670-1733) и его сын Фридрих Август II (1696-1763), столь страстно любивший искусство, что передал бразды правления своему канцлеру, графу Брюлю, чтобы без помех предаваться своему увлечению, превратили Дрезден и Саксонию в подлинную сокровищницу произведений барочного стиля.
Известный критик Гердер говорил, что нигде в Германии художественные коллекции не сохраняются так бережно, как в Саксонии. Более того, в описываемое время эта земля могла претендовать на звание центра развития немецкой музыки. В Лейпциге Иоганн Себастьян Бах, хормейстер церкви святого Фомы, положил начало новому направлению в музыке, а во Фрайберге Готтфрид Зильберман руководил своей органной мастерской, известной во всей Европе.
Культурному расцвету Саксонии был положен конец, когда Пруссия аннексировала австрийскую Силезию. Через шестнадцать лет грянула Семилетняя война, легшая тяжелым бременем на страну. Ущерб, нанесенный разрухой, оценивался в триста миллионов талеров; было объявлено, что восстановление займет двадцать лет.
Процветание Саксонии началось еще до прихода к власти Августа Сильного, вскоре после Тридцатилетней войны. Главным архитектором края стал тогда Вольф Каспар фон Кленгель (1630-1691). Он усиленно изучал итальянскую архитектуру. В 1661 году его пригласили выполнить некоторые работы в замке XVI века — Морицбурге, отстоящем от Дрездена на 9 километров.
Эта резиденция, получившая свое название по имени герцога Морица, — прекрасный образец ренессансной архитектуры Саксонии. Задача Кленгеля состояла в сооружении капеллы, что и было сделано. Мастер украсил свое творение высокими окнами с арочными завершениями, чтобы связать новую капеллу со старым зданием. Во внутреннем пространстве примечательны изогнутые галереи, предвосхитившие создание интерьеров оперного театра в Дрездене, который Кленгель строил в то же время (1664-1667). Этот памятник известен лишь по гравюрам, поскольку его реальная жизнь оказалась очень недолгой.
Другая значительная фигура в архитектуре эпохи курфюрста Августа — Иоганн Георг Штарке (1640-1695). В 1678 году он приступил к строительству дворца Гроссес Гартен в Дрездене. Сад был разбит двумя годами ранее Иоганном Фридрихом Кархером. Образцом для подражания служил, естественно, Версаль. Особенно очевидным это влияние становится при взгляде на прямые аллеи, сходящиеся в одну точку у дворца. Во дворце два этажа и один верхний полуэтаж. Две лестницы ведут к великолепному дверному проему, из которого посетитель попадает непосредственно в большой зал.
Проект дворца набросал сам курфюрст, основываясь, вероятно, на замысле Кленгеля. Штарке возвел дворец в два с половиной яруса. Лестницы ведут к восхитительному дверному проему, фланкированному колоннами, далее путь лежит в большой зал. Проект, реализованный под руководством Штарке, представляет собой интересную комбинацию итальянского летнего палаццо и французской городской резиденции. Ядро здания и решение лестницы напоминают аналогичные элементы итальянской загородной виллы, но обрамление окон и архитектурный декор — нарядные и изящные — сближают постройку с французскими дворцами.
В 1680-е годы в Дрезден прибыли три важные персоны: Маркус Конрад Дитце из Ульма, Бальтазар Пермозер, долгое время проведший в Италии, и Маттиас Даниель Пеппельман из Вестфалии. Они сыграли определяющую роль в художественном процессе в следующие десятилетия после того, как в 1694 году на трон взошел Фридрих Август I, курфюрст Саксонии.
Через три года он завладел и польской короной и получил титул короля Августа II Польского. Правитель заказал архитектору Дитце создать проект новой королевской резиденции. Монарх хотел построить оранжерею на свободном пространстве и устроить поле для турниров между старым замком и внешним двором; проект он набросал лично. На плане Дитце мы можем увидеть подковообразное в плане здание, ставшее основой комплекса, позднее известного как Цвингер. Центральная часть должна была походить на ворота, ведущие к дворцу, — Дитце возвел их в 1692 году.
В 1704 году Дитце погиб в результате несчастного случая. Курфюрст назначил его преемниками Пермозера и Пеппельмана. В 1709 году последний приступил к созданию детального плана ансамбля. В 1716 году были построены одноэтажные галереи и «Павильон на валу». Спустя два года августейший заказчик внес собственные предложения и поправки в проект. Он, очевидно, вспомнил о визите датского короля, состоявшемся в 1709 году, когда были отданы распоряжения возвести деревянный амфитеатр с аркадами — праздничное сооружение для приема высочайшего гостя.
Возможно, курфюрст думал также и о торжествах в честь бракосочетания наследника Фридриха Августа с эрцгерцогиней Марией Жозефой Габсбургской. Данное событие должно было состояться в 1719 году. Так или иначе, его привлекала сама идея создания просторной площадки для празднеств, не соотнесенной напрямую с архитектурой дворца. Придворная архитектура по-своему организовывала
пространство, деление его на отдельные зоны было связано с придворным ритуалом. Неудивительно в этой связи требование курфюрста, чтобы «сад Цвингера» был разбит «в соответствии с одобренным планом и в качестве самостоятельного сооружения… не вытянутого симметрично дворцу».
Очевидно, Пеппельман понял эти указания буквально, возможно, вспоминая амфитеатр, построенный по случаю встречи датского короля. Он представил простой план, предусматривавший создание группы построек, зеркально отражавшей уже существующую. Теперь продольная ось проходила через «Павильон на валу», в то время как другая, аналогичная ось проходила через «Павильон с колокольчиками».
Центральная ось была выделена сооружением на ней монументальных ворот — башни, работы над которыми велись с 1713 года. Строительство в Цвингере подошло к концу в 1728 году. Завершающим этапом стало сооружение временной деревянной галереи, которая была разобрана лишь более ста лет спустя, когда между 1847 и 1854 годом Готфрид Земпер возвел на этом месте новую галерею.