Предпринятое выше рассмотрение храмов и других сакрально значимых мест в качестве своего рода доминант исторической части города может быть вполне оценено только в контексте взаимодействия таких объектов с их окружением — как складывавшимся исторически, так и формирующимся в ходе современного преобразования города. Прежде всего надо упомянуть уже давно установившиеся, хотя и не всегда реализуемые принципы охраны ценных исторических ландшафтов исторического города. В соответствии с этими принципами сохраняется роль храмов и храмовых комплексов как композиционных акцентов, важных для определенного окружения. В охранных зонах исторических городов храм — не только наиболее ценный объект охраны, но и композиционное ядро в сложившейся городской ткани. Храмы традиционно выполняют функции доминанты и сохраняют в большей или меньшей степени исторические системы городских доминант. Древние храмы помогают сохранить традиционный облик старых городских районов, а в сочетании с фрагментами ценной застройки — тип исторической городской среды и композиционные принципы ее организации.
Один из красивейших московских храмов — церковь Воскресения Христова в Кадашах, построенная в 1687 г., главный храм Кадашевской слободы, и сейчас является неотъемлемой частью образа Замоскворечья и одной из главных его доминант. (В начале 2000-х годов возникла угроза полной замены ее окружения на многоэтажное строительство, но тогда эту опасность удалось устранить.) Столь же заметна церковь свт. Георгия Неокесарийского на Б. Полянке (16681679 гг.). Ее декоративное убранство и расположение в старой застройке улицы, сформированной в основном комплексом церковных зданий, делают этот участок Б. Полянки ценным городским ансамблем.
Символом целого района Хамовники служит церковь св. Николая Чудотворца (1676-1682 гг.). Как и в прежнее время, когда храм был главной доминантой Хамовнической слободы, он организует окружающую застройку, несмотря на изменившееся соотношение масштаба зданий и свободных пространств. Тема архитектуры храма находит отражение в его ближайшем современном окружении — жилых домах, общественных зданиях и в элементах городского дизайна.
В контексте рассматриваемой сейчас темы важнее отметить не формальнокомпозиционное значение храмов, а нечто другое: значительны не только объемно-пространственные качества храмов как специфических композиционных доминант, многое в их восприятии, вся их роль в городе определяется еще и содержательным наполнением сооружения. Сопоставление часовен или мемориальных скверов с попытками светского строительства на местах храмов приводит к мысли о значении сакрального содержания в восприятии храма или иного религиозного объекта. Возобновление богослужений в храмах, сохранившихся в исторических кварталах, восстановление их знакового архитектурного облика возвращают культовым постройкам их социокультурную и градостроительную значимость.
В последние десятилетия передача храмов Православной церкви возродила традиционную функцию церковных зданий. Во многих исторических районах храм становится важным центром общественной жизни и одновременно главной архитектурной доминантой. Возрождаются и возобновляют свои функции храмы в больницах и учебных заведениях. В старом здании Московского государственного университета на Моховой улице восстановлена церковь мученицы Татьяны, покровительницы студентов. Действует отреставрированный храм II Градской больницы и многие другие. Храмы, расположенные поблизости от школ, высших учебных заведений, театров и других общественных центров принимают активное участие в их деятельности.