Архитектурная тема главного фасада

Горизонтальные ленты окон и террас, плавно связывающие плоскости крыльев, — контрастирует с другим фасадом, решенным в виде сот, где горизонтальные членения террас, проходящие через каждые три этажа, пересекаются с вертикальными поперечными стенками, а объемы крыльев жестко отделены один от другого башней, заключающей в себе вертикальные коммуникации.

В 50-х годах началось строительство« жилых и общественных зданий на средства профессиональных союзов и синдикатов социального обеспечения. Одна из наиболее значительных построек этого рода — жилой дом общества социального обеспечения медицинских работников (архитекторы Антонио Кинтана, Рубио и Перес Беато, 1956).

В нижних четырех этажах размещаются медицинские кабинеты, салоны, залы для конференций и т. п. Квартиры (2 и 3-комнатные) занимают с 5-го по 23-й этаж.

Здание размещается на центральной «23-й улице» рядом с отелем «Гавана-Либре».

Пластичное построение главного фасада с ритмически расположенными цветными балконами контрастирует с другим — гладким, с узкими лентами окон, фасадом, на который выходят подсобные помещения.

Большое место в строительстве Кубы 50-х годов заняли отели для туристов. Они строились двух типов: квартирные, рассчитанные на длительное или кратковременное проживание целых семей, и гостиничные с обычными номерами на 1—2 человека. Первые этажи таких отелей занимают магазины, рестораны, бары и другие обслуживающие помещения. Примером отелей первого типа могут служить «Росита Орнедо» и «Рио Мар» (арх. Кристобаль Мартинес Маркес), второго типа — «Гавана-Либре» (архитекторы Николас Аройо и Габриэла Менендес), «Капри» (арх. Хосе Канабес Угальде), «Ривьера» в Гаване и отель «Хагуа» в Сиенфуэгосе. Большинство из них построено американскими фирмами; роскошные номера с кондиционированием воздуха рассчитаны на богатых иностранных туристов. Этажность отелей, как правило, повышенная — от 10—12 (первого типа) до 20—24 (второго типа).

Большое количество отелей (многоэтажных и одно-, двухэтажных, рассчитанных на одну семью или супружескую пару) строилось в новых туристских центрах — в Варадеро, на острове Лос Пинос и др.

Полуколониальный политический и экономический режим дореволюционной Кубы накладывал отпечаток и на характер общественных зданий. В строительстве преобладали здания развлекательного и коммерческого назначения: кинотеатры и кабаре, яхт-клубы, стадионы, магазины.

Выделяется здание Национального театра на пл. Революции в Гаване (архитекторы Николас Аройо и Габриэла Менендес). Театр включает два зала (большой на 3 тыс. и малый на 1,5 тыс. зрителей) с одной сценической коробкой и административные помещения. Здание выполнено в монолитном железобетоне, оснащено современным сценическим оборудованием. К началу революции оно находилось на стадии строительства.

Теми же авторами был запроектирован большой спортивный комплекс в Гаване — Спортивный городок. Комплекс включает олимпийский стадион, теннисные площадки, бассейны с крытыми трибунами, крытые баскетбольные площадки и здание Дворца спорта. Круглое в плане здание перекрыто железобетонным куполом диаметром 88 м без внутренних опор. Выполнено в монолитном железобетоне.

В 1955—1958 гг. строилось также много административных зданий и офисов. Среди них наиболее значительными являются: здание трибунала (арх. А. Капабланка, 1954 г.), Министерство связи (арх. Эрнесто Гомес Сампера), здание Общества социального обеспечения зубных врачей (1956, архитекторы Антонио Кинтана, Рубио и Перес Беато) и многие другие. Все они выполнены из монолитного железобетона.

Выделяется своим конструктивным и архитектурным построением здание Католического университета (1958, арх. Мануэль Гутьеррес). Здание запроектировано из сборного железобетона заводского изготовления. Несущие панели наружных стен имеют ромбическую форму. На них опираются поперечные ригели. Внутреннее пространство здания свободно от опор. Ромбические панели, расположенные перед сплошным стеклянным ограждением, создают своеобразную пластику и вместе с тем служат хорошей солнцезащитой.

В строительстве этого периода заслуживает внимания несколько больничных зданий: детский госпиталь на 500 коек (арх. Моенк и Кинтана), школа медсестер, глазная больница (арх. Эмилио Фернандес) и др.

За 1950—1958 гг. кубинская архитектура достигла определенных успехов и подготовила почву для следующего этапа, наступившего после победы революции.

В этот период, характеризующийся зарождением национальной архитектуры, появилась целая плеяда ярких, творчески одаренных архитекторов. Это Антонио Кинтана, Перес Беато, Марио Романьяч, Сильверио Бош, Макс Боргос, Мануэль Гутьеррес и многие другие. Тот факт, что, несмотря на экономическое и политическое влияние США, в дореволюционной Кубе все основные постройки выполнялись по проектам национальных архитекторов, говорит об их высоком профессиональном уровне и стремлении найти самостоятельные пути.

Полное отсутствие районной планировки и градостроительных проектов, отсутствие массового жилищного строительства явились следствием полуколониального капиталистического строя страны. При всем разнообразии объектов строительства объем его был незначителен. Лишь после победы революции развернулось массовое строительство жилых и общественных зданий, отвечающее интересам трудящихся Кубы.