Образовавшееся в 1918 г. после распада Австро-Венгрии государство сербов, словенцев и хорватов в 1929 г. получило официальное название Югославия. Страна жила в обстановке сложных противоречий экономического, социального и культурного характера, обострявшихся этническими и национальными столкновениями. Сербия, Словения и Хорватия вошли в новое объединенное государство из разных государственно-правовых образований (Сербия была самостоятельным государством, Словения и Хорватия входили в состав Австро-Венгрии, в Боснии и Герцеговине оставались следы турецкого владычества) и сохраняли, помимо национальных, политические и культурные особенности.
Все это усложнялось религиозными столкновениями между католиками, православными и мусульманами. Если же добавить сюда раздел Балкан на западную и восточную сферы влияния и, в дальнейшем, усиление политического влияния фашистской Италии и нацистской Германии, то становится очевидной сложность ситуации, в которой развивалась культура страны и, в частности, ее архитектура.
Будучи капиталистической по своей экономической и социальной структуре и аграрной по способу производства, находясь на самой начальной стадии индустриализации, страна была технически слабо развитой, что обусловливало отсталость строительной техники и ограниченное применение новых конструктивных систем и новых материалов. А это, в свою очередь, способствовало сохранению традиционных, консервативных стилей.
Наиболее интенсивная архитектурная деятельность сосредоточивалась в крупных городах страны, центрах трех основных национальных областей — Белграде (Сербия), Любляне (Словения), Загребе (Хорватия).
В творчестве сербских архитекторов, группировавшихся вокруг Белградского университета, в 20-х годах намечался ряд основных направлений. Старшее поколение, воспитанное в немецких архитектурных училищах, придерживалось академического эклектизма. В этом духе построены официальные сооружения общественного характера (Академия наук и искусств, 1924, архитекторы А. Стеванович и Д. Джорджевич; Университетская библиотека, 1920, архитекторы Н. Несторович и Д. Джорджевич; земельный банк, архитекторы П. и Б. Крстич и др.). Другие архитекторы-старшего поколения и ряд молодых зодчих пытались воскресить национальные традиции сербского средневековья. Здания Главного телеграфа и почты, церковь св. Марка, вокзал в Скопле и др. отражают эту романтическую тенденцию, искусственность которой была особенно заметна в гражданских постройках.