АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ

Архитектура Италии 1918—1945 гг. Глубокий упадок экономики в первые годы после мировой войны 1914—1918 гг., резкое обострение политического положения в стране, отсталость промышленности строительных материалов и строительной техники обусловили’ незначительный объем строительства и были причиной известного застоя в итальянской архитектуре, в которой в эти годы продолжали господствовать стилизаторские и эклектические тенденции, характерные для конца XIX — начала XX в.

Если еще до первой мировой войны Италия намного отстала в области промышленного производства, развития техники и строительства от главных империалистических держав Западной Европы, то война и последовавший за ней экономический спад подорвали и без того отсталое хозяйство страны. Экономическая разруха и резкое снижение жизненного уровня народных масс вызвали подъем рабочего движения, недовольство значительной части интеллигенции и мелкой буржуазии. Большое влияние на революционный подъем в Италии оказала Великая Октябрьская социалистическая революция.

Крупная монополистическая буржуазия, напуганная мощным размахом рабочего движения, не имея возможности удержать власть при помощи методов буржуазного парламентаризма, взяла курс на укрепление своего господства путем установления открытой террористической диктатуры

В 1922 г. -в Италии к власти пришли фашисты. К 1926 г. закончилась фашизация государственного аппарата.

В Италии установилась диктатура наиболее реакционных и шовинистических групп крупного финансового капитала. Одной из опор фашистского режима стала католическая церковь.

С первых же лет после прихода к власти фашистское правительство пыталось укрепить экономические позиции Италии путем колониальных захватов и агрессивных войн с малыми странами. Несмотря на помощь иностранного капитала, буржуазия не смогла выправить экономическое положение в стране и ликвидировать массовую безработицу. Разразившийся в 1929 г. мировой экономический кризис еще более ухудшил положение Италии. Промышленное производство в стране резко сократилось; в то же время усилилась концентрация крупного монополистического капитала.

Затяжной экономический кризис и ухудшение внутреннего положения страны активизировали агрессивные устремления итальянского фашизма. Муссолини открыто провозгласил лозунг возрождения древней Римской империи и господства Италии в Средиземноморье.

Кризис национальной экономики и фашистская диктатура во многом обусловили пути развития итальянской архитектуры 20—30-х годов. Муссолини, прикрывавший агрессивную империалистическую политику лозунгом о «Великой Италии», стремился и внешне подражать римским императорам, создавая современные «форумы» — обширные проспекты и парадные площади для проведения торжественных шествий и демонстраций. От архитектуры требовалось, чтобы она служила целям фашистской политики и, подражая древним образцам, прославляла величие итальянского государства.

В эти годы в архитектуре Италии сложились три основных направления: неоклассицизм и символизм, выражавшие официальную линию в искусстве, и функционализм, или рационализм, как его называли итальянцы. Футуристы, первыми выступившие еще в начале века против архитектурной эклектики и стилизаторства, после первой мировой войны, перейдя на службу к фашизму, не создали ничего ценного ни в архитектуре, ни в живописи, ни в поэзии.

Лидером неоклассицизма — течения, которое опиралось главным образом на представителей старой академической школы, был арх. Марчелло Пьячентини (1881 — 1960).

В многочисленных статьях он декларировал необходимость поисков нового пути развития итальянской архитектуры. Однако новое понималось им крайне односторонне. Он схематизировал внешние формы классики (лишал колонны капителей, заменял их массивными столбами, упрощал декоративные детали) и создавал на этой основе парадные, монументализированные здания, которые получали одобрение фашистского правительства.

Откровенным подражанием архитектуре императорского Рима была сооруженная Пьячентини в 1923 г. триумфальная арка в Генуе. В дальнейшем он пытался отойти от прямого подражания образцам прошлого, создавая холодные преувеличенно монументальные формы, абстрагированные от конструкции и материала. «Памятник Победы» в Больцано (1928), выполненный на: подобие римской триумфальной арки, характеризует творчество Пьяченти-ни конца 20-х годов. Колонны, лишенные капителей, украшены массивными ликтор- скими топорами, плоскость боковых пилонов прорезают арочные ниши, мощные ступени ведут на площадку, несущую постамент.

Одной из наиболее крупных работ Пья- чентини было создание Университетского городка в Риме. Он возглавлял все строительство и, кроме того, по его проекту

был выстроен главный корпус с большой аудиторией. Тяжелые пропорции портика и подчеркнутая монументальность внешнего облика вполне отвечали требованиям официальной архитектуры.

В своих последующих работах Пьячен- тини, создавая многоарочные композиции, пытался найти -новое применение древнеримской арочной системе. Эта идея, выраженная в «Памятнике Победы», в здании «Башни революции» в Брешии (1932) и др., была наиболее широко использована в здании Дворца цивилизации, запроектированном под его руководством в 1938 г. для Всемирной римской выставки ЭУР1, которую предполагалось открыть в 1942 г. Здание достроено в 1950 г. без существенных изменений (архитекторы Д. Гуеррини, Э. Ла Падула, М. Романо).

Среди сооружений неоклассицизма этого периода выделяется спортивный центр в Риме (1934)—форо Италико (бывш. форум Муссолини). Он представляет собой большой спортивный комплекс, в который входят Римский стадион, здание Академии фехтования, стадион Кипарисов, Олимпийский стадион и др.