Архитектор Тойо Ито

В Симосуме, префектура Нагано, на берегу озера Сува, Ито построил музей культуры города (1990-1993). Подчиняясь форме длинного узкого участка между автомагистралью и железной дорогой, он придал сооружению очертания перевернутой лодки — или рыбы? — в оболочке из сверкающих полированных алюминиевых панелей. Вопреки иллюстративности метафор, Ито достаточно абстрагировал очертания, чтобы достичь впечатляющей утонченности формы. Шаблоны частей облицовки разрабатывались сложной компьютерной программой.

Эксперименты Ито возвращали к идее «антиархитектуры», порожденной Р. 6. Фуллером и материализованной в культуре хиппи, но были, пожалуй, еще более радикальными.

Ицуко Хасегава (род. 1941), единственная женщина среди -звезд» японской архитектуры, несколько лет сотрудничала с Синохарой, который оказал влияние на нее, как и на Ито, привив предпочтение к металлическим материалам и фантазиям на темы утверждения японской идентичности средствами архитектуры будущего. Но Хасегаву отличает конструктивное и оптимистичное отношение к перспективам и архитектуры, и общества, а футурологические эксперименты получают у нее характер забавной игры. Для нее особенно интересна типично японская тема изменяющихся отношений между обществом и природой. Традиционная близость японцев к природе уходит; ее буквальное включение в архитектуру заменяется интерпретационным. Интерпретации — метафорические или ироничные — продуктов техники, которые должны стать зеркалом естественного мира, обычны для работ Хасегавы. Ее постройки похожи на искусственные ландшафты.

Характерен для нее дом в Мерима, Токио, начала 1980-х. Его волнообразная кровля из гофрированного алюминия связывает объемы, разделенные лестницей, в единую форму. Контуры перфорированных металлических ограждений получили мягкий рисунок, перекликающийся с очертаниями облаков и холмов.

Вторичная кровля над верхней комнатой, огражденной только перфорированными листами, превращает ее в «платформу для созерцания пуны». При всей утонченности формы этой поэтизированной версии стиля хай-тек, ее комфорт ность с точки зрения европейских стандартов сомнитепьна.