Здание Баухауза было выстроено Гропиусом в Дессау по предложению городского совета. Оно представляет собой группу построек, включающую квартиры преподавателей и хозяйственные помещения; в плане это трезубец неправильной формы. В одном крыле находятся учебные помещения, в другом — мастерские, в третьем — студенческое общежитие.
Шестиэтажное здание общежития вмещает 28 мастерских-спален, где живут и работают студенты. К общежитию примыкает двухэтажный корпус с залом для собраний и столовой, с левой стороны — крыло с мастерскими. Справа от него переброшена в виде моста над главной дорогой двухэтажная галерея, где расположены административные помещения, клуб и мастерская Гропиуса.
В здании мастерских
Галерея ведет в четырехэтажный учебный корпус. В качестве строительного материала использован железобетон. В здании мастерских помимо железобетонного каркаса применены бетонные панели; бетонные столбы, несущие перекрытия, отодвинуты от стеклянных стен, вследствие чего образуется большая стеклянная поверхность, так называемый экран. Интересно сравнить стеклянные стены в зданиях Баухауза и фабрики Фагус.
На фабрике опоры также отодвинуты от стекла, но прозрачный экран членится вертикалями стоек и непрозрачными полосами ребер перекрытий в то время, как в здании мастерских Баухауза сплошной прозрачный экран высотой в три этажа не прерывается ничем и как на фабрике Фагус, огибая углы, продолжается и на торцах. Этим создается невиданный раньше эффект уничтожения границ между внутренним и внешним пространством.
Так был сделан шаг вперед, который привел в дальнейшем к огромному числу больших европейских промышленных сооружений с прозрачной оболочкой, создание которой стало возможным благодаря отодвинутым от стеклянных стен конструктивным членениям.
Зигфрид Гидион усматривает в этом эффекте некоторое сходство с одним из периодов творчества Пикассо. «Мы видим два величайших достижения новой архитектуры, — пишет он, — не бессознательный результат инженерного прогресса, а сознательную реализацию намерений художника: вертикальные плоскости сгруппированы здесь таким образом, что они внушают чувство относительности пространства, абсолютная же прозрачность дает возможность видеть интерьер и экстерьер одновременно в фас и в профиль, как Арлезианку Пикассо 1911 -1912 гг.; короче — разнообразие точек зрения и одновременность восприятия приводят к новой концепции времени — пространства».
Некоторые более поздние портреты Пикассо также показывают одновременно фас и профиль, художник и в дальнейшем производил эксперименты в этом направлении, однако сомнительно, можно ли провести полную параллель между этими опытами и одновременным восприятием внешнего и внутреннего пространства, что стало возможным в результате применения стекла в архитектуре. Не разные ли это вещи? Стремление Анкассо связать в живописи пространство со временем имеет мало общего с применением Гропиусом стекла в здании Баухауза.