Раньше других в Финляндии пришел к неомодернизму Кристиан Гуллихсен (род. 1932), которого увлекала архитектоника сочетания плоскостей — вертикальных и горизонтальных. Построенный им комплекс приходского центра в Ка- униайнен близ Хельсинки (1979-1983) основан на интерпретации формальных тем Брюгмана и раннего Ле Корбюзье. Жилые постройки Гуллихсена, особенно сблокированные трехэтажные дома в Эспоо (1990), стали не только артистичной аранжировкой темы организации пространства путем сочетания плоскостей, предложенной Ритфелдом в доме Шрёдер (1924), но и развитием неоплас- тицистской идеи единства интерьера и экстерьера. Комплекс торгового центра восточного пригорода Хельсинки с вертикальным ориентиром — 16-этажной башней офисов (1987) — Гуллихсен создал как дань памяти российскому конструктивизму. Особенно выразительна стройная башня, горизонтальным наслоениям этажей которой противопоставлена вырывающаяся далеко вверх стеклянная шахта лифтов. Тему конкурсного проекта братьев Весниных (здание газеты -Ленинградская правда» в Москве) Гуллихсен развил в масштабе крупного сооружения и убедительно конкретизировал.
Юха Лейвискя (род. 1936) стремился соединить традицию неопластицизма с традицией национальной архитектуры, не используя -техногенные» формы, к которым прибегает Гуллихсен. Основой его зданий обычно являются тонкие кирпичные стены. Протяженные линии и вибрирующие ритмы планов напоминают полотна ранней абстрактной живописи Пита Мондриана. В построенных Лейвискя зданиях церквей (церковь Мююрмяки близ Хельсинки, 1984-1987, и церковь Мяннистё в Куопио, 1988-1993) воспринимаемый как абстрактный орнамент ритм сдвигающихся и накладывающихся плоскостей служит для организации направленных потоков света, дополняющих рассеянное освещение. основным источником которого служат потолочные фонари. «Самым важным строительным материалом для церкви служит свет, который воздействует на пространство главным образом непрямыми отражениями, особенно интенсивными поздним утром, во время утренней службы», — сказал Лейвискя о здании в Куопио52.
С неомодернистской тенденцией связаны и работы вошедших к концу восьмидесятых в число лидеров архитектуры Финляндии Микко Хейккинена (род. 1949) и Маркку Комонена (род. 1945). Построенный ими в десяти километрах к северу от Хельсинки Финский научный центр -Heureka- («Эврика») соединил динамичную асимметрию конструктивистских композиций с более спокойной трактовкой форм, присущей финскому модернизму (1988).
Неомодернизм, основанный на интерпретациях словаря раннего Ле Корбюзье и конструктивистов, имел сторонников и во Франции. Их работы, связанные с Парижем, будут рассмотрены ниже, в разделе, посвященном столице Франции. Вне Парижа крупная постройка, относящаяся к этому направлению, — Музей археологии в Арле (1984-1992), созданный Анри Сириани (род. 1936). Территория римских руин ограничена треугольником ярко синих стен, в конфигурацию которого включены и белые экспозиционные павильоны, частично выходящие вовне через проемы ограждения. Символика форм сооружения в большой мере основывается на интерпретации корбюзианских метафор— от основанных на «пяти пунктах» до излюбленных «Корбю» метафор здания-корабля (с последней связан и острый, как бы корабельный, нос, образованный обрамляющими стенами). С рациональными формами раннего модернизма у Сириани взаимодействуют почти сюрреалистические метафоры — например, белые бетонные объемы, пронизывающие стену и как бы возникающие прямо из ее тела.
Круг сюжетов для неомодернистских интерпретаций к концу восьмидесятых расширился, к «классике» раннего авангарда добавились произведения Луиса Кана. От них исходил Энрико Миральес (род. 1955), создавший скульптурно артикулированные формы кладбища Игуапьда в Барселоне, Испания (1985-1990). Этот комплекс, свободно расположенный на крутом склоне, открытом к морю, — столь же пластика земли, сколько и архитектура. Кажется, что через идущие от Кана мотивы-архетипы кладбище связано с некими забытыми древними ритуалами. Ряды его бетонных гробниц служат и подпорными стенами. Отрезки серпантина между их рядами образуют процессуальный путь.