В США неоэкспрессионизм стал продолжением угасшей органической архитектуры. Примеры свободной игры «воли к форме» в американской архитектуре даже более изобильны, чем в европейской — от Ф.-Л. Райта и Брюса Гоффа до Зеро Сааринена. Наиболее интересен и последователен среди американских сторонников экспрессионизма восьмидесятых Барт Принс (род. 1947), связанный с традицией органической архитектуры (он начинал как помощник Брюса Гоффа). К построенному Гоффом Музею искусств в Лос-Анджелесе Принс в 1988 г. добавил павильон коллекции японского искусства, собранной Дж. Прайсом — «Синекан». Монументальный и герметичный, с резкими гранями плоскостей-экранов, опоясавших криволинейный объем, он далек от легкого изящества чайных павильонов. Только каменный конус, несущий изогнутые стилизованные рога, прямо заявляет о «японском». Принс, однако, используя точно подмеченные особенности очертаний формы, сумел выразить назначение постройки.
Экспрессивной скульптурной формы, «рукотворность» которой почти природного образования, Принс достиг при строительстве дома в Корона-дель- Мар, Калифорния (1989), для Джозефа и Эцуко Прайс, создателей коллекции, демонстрируемой в «Синекане». Помещения, очертания которых напоминают панцири древних моллюсков, образуют непрерывный пояс, защищающий площадку с бассейном извилистого рисунка. В то же время, фронт их открыт к видам на Тихий океан. Дерево — в основном гнутоклееное — послужило основным материалом фантастичных форм.
В более поздних работах Принс кажется менее самобытным — при всей свободе I и разнообразии приемов формообразования, которые он использует. Летний дом вМендочино, Калифорния (1994), сформирован прежде всего кровлей сложных очертаний, покрытой кедровой дранкой. С северной стороны она опускается до земли, защищая жилище от неблагоприятных ветров, на южной стороне оставляет место для обширных поверхностей стекла, открывающих вид на океан. Конструктивной основой постройки служат деревянные рамы. Ощутимо влияние Гери на общую организацию объема. Приемы сопряжения деревянных конструкций с развитым каменным основанием, дополненным невысокими фрагментами каменных стен, близки к тем, которые использует Имре Маковец.
Неоэкспрессионистическая архитектура восьмидесятых не возникала только лишь как продолжение экспрессионизма двадцатых или органической архитектуры. Иногда проявления «воли к форме» и «говорящей архитектуре» не связывались с опытом прошлого. Свободно сформированные объекты, ориентированные на повышенную выразительность, создавались английской проектной фирмой CZWG (Кемпбелл, Цоголович, Уилкинсон, Гоу), много работавшей в лондонском районе Докленде, на территориях, освобождаемых выводимыми из города старыми доками. Ведущим архитектором фирмы был Пирс Гоу, стремившийся выявить возможности метафорического прочтения особенностей места и программы строительства. Влияние Брюса Гоффа придавало его проектам опенок поверхностной экстравагантности.
Характерны здания на участке бывшей Китайской верфи (1982-1988), близ Тау- эрского моста. Фасад нового складского здания формирует своего рода коллаж — на семиэтажную стеклянную стену как бы наложена бетонная плита, выкрашенная в яркий красный цвет, прорезанная посередине полуциркульными арками, а на флангах — вырезами в четверть круга. Перед всеми проемами выступают плиты балконов с трубчатыми горизонтальными перилами. Об этой пародии на корабельную архитектуру Гоу сказал: «Отчасти корабль, отчасти пагода — и притом очень красная».
С Китайской верфью соседствуют «Каскады» (CZWG, 1986-1988) на острове Айл оф Доге, жилой комплекс более крупного масштаба. Их башни, имеющие в плане сложные очертания, поднимаются до 20 этажей. От одной из сторон каждого из домов спускается как бы каменный водопад — треугольный выступ, по косой грани которого проложена эвакуационная лестница. Их образ также возник под влиянием архитектуры кораблей. Архитектура здесь, как и в еще одном комплексе района бывших доков, Сёркл (1989), сформирована довольно легковесно — ощутимо влиявшее на нее противоречие между ограниченностью бюджета и стремлением создать агрессивно выразительные строения, определяющие облик новой части города.