Архитектор Я. И. П. Ауд с 1918 по 1933 г. был главным архитектором Роттердама, где в 1922 г. организовалась первая группа голландских функционалистов «Де Опбау» («Строительство»), разделявшая основные теоретические воззрения группы «Де Стиль». Одновременно ими было провозглашено отношение к архитектуре как к практической деятельности, имеющей глубокие социальные корни.
Первой работой членов группы «Де Опбау» в области муниципального строительства была застройка кварталов Спанген (1919) и Туссендейкен (1920;) общей площадью в 92 га и Старое Матенсе (1924) площадью ПО га (архитекторы Я. И. П. Ауд и М. Бринкман). Новые жилые комплексы предназначались для переселения жителей из трущобных домов, сносимых при благоустройстве делового центра города. Так же, как и в муниципальном строительстве Амстердама, была выдержана периметральная застройка улиц и созданы внутренние озелененные дворы. Планировка квартир, однако, была выполнена архитекторами, которые впервые ввели в голландском удешевленном строительстве дома галерейного типа.
В связи с резким дефицитом строительного леса, необходимого для свай под многоэтажные дома, в годы после окончания первой мировой войны развивается малоэтажное строительство с постановкой домов на железобетонные подушки-фундаменты. Образцовыми комплексами малоэтажных домов считались: поселок Хук ван Холланд — аванпорт Роттердама (1920— 1925;), в котором впервые в голландском муниципальном строительстве были применены квартиры в одном уровне, и внутриквартальная застройка Кифхука (1929—1930). Автором проектов обоих поселков был арх. Ауд.
В этих комплексах сблокированные дома, поставленные по оси север-юг, расположены среди зелени, созданы детские игровые площадки и тихие места отдыха. Конструкции стен и перекрытий железобетонные. Чередование шага поперечных несущих стен допускает вариантность планировки квартир. Плоские крыши использованы под солярии.
Еще резче, чем в жилищном строительстве, тяготение к новой архитектуре проявилось в строительстве промышленных, торговых и общественных зданий Роттердама. Именно здесь впервые в Нидерландах появились сооружения из бетона и стекла. Наиболее известное из них — здание табачной фабрики ван Нелле (1928, архитекторы И. А. Бринкман и Л. К. ван дер Флугт). Во внешнем объеме здания подчеркнуто разделение фабричного и административного корпусов. Планировка производственных помещений подчинена единому модулю. Фабрика расположена на берегу гавани Спансеполдера.
Среди других сооружений, представляющих рационалистическое направление в голландской архитектуре, выделяются стадион Феенорд с обнаженными стальными конструкциями и железобетонным козырьком большого выноса над трибунами (1935—1936, архитекторы И. А. Бринкман и Л. К. ван дер Флугт) и многоэтажные жилые дома галерейного типа с каркасной конструкцией — Бергполдер (1933—1934, архитекторы В. ван Тейн, И. А. Бринкман и Л. К. ван дер Флугт) и Плааслан (1937—1938, архитекторы В. ван Тейн и X. А. Маскант).
Среди работ по реконструкции провинциальных городов наибольший интерес представляет деятельность архитектора В. М. Дудока по созданию города-сада Хилверсума — центра голландского радиовещания. Дудок включил общественные здания массового назначения (школы, магазины, спортивные учреждения и т. д.) в жилые комплексы, разместив их на обширных, хорошо озелененных открытых участках. Построенные по его проектам школы Хилверсума долгое время считались образцовыми: они имели односторонние рекреационные коридоры, лаборатории, спортивные залы и т. д.
При проектировании зданий массового назначения — жилых и общественных — Дудоку приходилось считаться с консерватизмом членов Комитета эстетики, который существовал при муниципалитете Хилверсума (как и в муниципалитетах других голландских городов), и вносить в оформление зданий такие традиционные элементы, как крыша из камыша на одной из школ, и т. д..
В зданиях же уникального характера, таких, как ратуша (1923—1930;)^ и бойня (1923) в Хилверсуме, магазин Беенкорф в Роттердаме, колумбарий в Вестервелде (1925—1926), маяк на дамбе «Зёйдерзее» (1939) или общежитие в студенческом городке в Париже (1928—1934), Дудоку удалось более последовательно выразить свои творческие принципы. Он дал здесь своеобразную трактовку голландского модерна с динамическим противопоставлением вертикалей и горизонталей при рациональном решении плана и полном отказе от декора во внешней и внутренней отделке зданий. Чисто голландской особенностью работ Дудока является исключительно живописное включение в ансамбль озеленения и обводнения прилегающего участка.
В противовес тенденциям Комитета эстетики в 30-х годах в Хилверсуме появились первые общественные здания архитекторов-функционалистов: отель «Гойлянд» (1936, архитекторы Я. Дейкер и Б. Бейвут), радиоцентр (1939, архитекторы Б. Меркелбах и Ш. Карстен), а главное — санаторий «Зоннештрал» (1936, архитекторы Ян Дейкер и Б. Бейвут), где этажность, планировка (павильонный тип) и материалы подчинены функциональным особенностям здания, предназначенного для лечения и отдыха.
К 30-м годам относится появление группы архитекторов, названной по году организации «Группой 1932 года». Она образовалась из архитекторов-функционалистов, неудовлетворенных ригористичностью этого направления и, как им казалось, ограниченностью его художественных возможностей. Это было объединение архитекторов-протестантов, которые оказались теперь единомышленниками архитекторов-католиков Делфтской школы в попытках восстановить «Старую Голландию», но считали необходимым использовать современные материалы и применять новейшие конструкции. Эти консервативные группировки пользовались наибольшей популярностью в сельском и культовом строительстве.
У некоторых других мастеров неудовлетворенность художественными возможностями функционализма проявилась в тяготении к классическим традициям, которым они пытались следовать, не считаясь со спецификой новых материалов и конструкций. Характерна в этом отношении позиция Ауда. Он считал, что удешевленные жилые дома — это не «архитектура», а лишь результат утилитарного строительства массового характера. Поэтому, стремясь создать значительно архитектурное произведение, он, проектируя административное здание фирмы «Шелл» в Гааге (1939—1942), обратился к классике. Неудовлетворенный достигнутыми результатами, Ауд в своем последнем сооружении — Детском спортивном центре около Арнхема — вновь возвратился к приемам функционализма.