Покорив архитектуру, новый стиль проник в интерьер, мебель, предметы утвари, декоративные изделия. Выдающимся мастером классицизма был К. Н. Леду, который прославился оформлением интерьеров.
Стиль классицизма породил моду на маленькие комнаты. Они оформлялись простыми филенками дверей, классически сдержанными карнизами, мраморными каминами ясных очертаний, большими простыми зеркалами, светлыми потолками и окрашенными в белый, серый или бледно-зеленый цвета стенами. Это образец элегантного дома в стиле классицизма. Небольшие уютные комнатки имели гладкие потолки, ограниченные карнизами, гладкие стены, окрашенные краской одного тона, мебель красного дерева. На стенах симметрично развешивали картины, литографии, рисунки в прямоугольных рамах классицистического характера.
Внутренний декор в стиле классицизма
Классицизм для жилого интерьера создавал неуютную торжественную парадность. Интерьер становился более светлым, сдержанным, при этом проектировщики использовали египетские, греческие и римские мотивы.
В интерьер возвратился принцип архитектонического решения стен и потолков, строгие обрамления членили плоскости на ряд автономных частей, некоторые из которых несли на себе в качестве акцента резную розетку, рельефный медальон или виньетку.
Интерьер и декоративное убранство носили подчеркнуто нежный характер, слегка принужденную элегантность и даже легкий привкус слащавости.
Для интерьера были характерны геометрические фигуры и организация линейно-осевой структуры.
Стены расчленялись на орнаментальные поля (панно), орнамент был мягкий, колорит — забеленный. Стены прямоугольных в плане помещений были отделены карнизами или антаблементами, плоскости стен четко разграничены между собой. В больших помещениях стены расчленяли пилястрами и полуколоннами. Во всем царила простота и строгость декоративной композиции. Ордерная система делила стены по- разному: проходила параллельно в виде колоннады, продолжала или заменяла стену (в форме проема с колоннами), накладывалась на стену (антаблемент, пилястры, цоколь), членила стену элементами ордера (антаблемент, цоколь). Колоннады создавали особую атмосферу торжественности; ордер, представленный в пилястрах, придавал помещению черты парадности. Дополнительным средством украшения были окраска поля стены или размещение тонкой лепнины.
Внутренние плоскости полей заполняли декоративными мотивами и орнаментом, купидонами, группами гениев, трофеями, щитами и шлемами в античном духе, украшали круглыми или эллиптическими медальонами, которые скупо обрамляли пальмовыми ветками и петлями из свободно завязанных лент. Также популярны были цветочные и лавровые венки и легкие драпировки, прикрепленные в виде дуг между розетками. В филенках и в бронзовых накладках в качестве декора применялись пальмовые ветки, цветы, лавры, розы, плющ и виноградная лоза. Внутреннее убранство было верно традициям античной архитектуры и почти рабскому подражанию декоративным элементам — каннелюрам, меандрам, волнообразным линиям.
Декорация стен состояла из мотивов помпейской живописи, занавесей и каннелюр. Проемы, ниши окон и дверей отделывались наличниками и порталами. Особо выделялись полотна дверей, отделанные филенками, узорами и цветом. Двери разделялись каннелированными пилястрами, резным карнизом, позолоченные детали делали по белому фону. Над дверями помещалась филенка с античной вазой. Стены камерных помещений покрывались дорогими узорчатыми тканями. Стены сходились острыми гранями, и потолок резко отделялся от стен комнаты.
Потолки делали тоже лепными, а чаще расписывали под лепнину. Темой росписи служили геометрические кессонированные своды или сюжетные и орнаментальные композиции с крупными элементами в центре поля и лентами по контуру плафона, над карнизом. Редкие сюжетные изображения на плафоне делались в четком обрамлении. Скульптура и живопись подчинялись архитектуре.
Плоские поверхности интерьера были «затянуты» единообразным орнаментом. Орнамент стал четким с ясными членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Основные мотивы — листья удлиненных пропорций, цветочные гирлянды, изысканно подвязанные ленты, корзины и вазы с плодами и цветами, венки, рога изобилия, музыкальные инструменты, символические предметы просветительского содержания, глобус, циркуль, атрибуты искусства. Колорит в орнаменте был сдержанный, бледно-зеленый, голубой или розовый, в росписи преобладал гризайль.
Паркетные клепки полов из разных пород дерева соединялись в красивых геометрических орнаментальных рисунках, образуя своеобразные разноцветные ковры. Лестницы отличались торжественностью и строгостью. Печи периода классицизма чаще были похожи на цилиндрические постаменты для ваз и скульптуры. Их форма и украшения были заимствованы у античных алтарей.