Легендарное основание этого замка было увековечено австрийским писателем Адальбертом Штифтером (1805-1868) в финале его огромного романа-саги «Витико». Согласно изложенной Штифтером версии, Розенберги — одна из ветвей клана Витковичей — стали хозяевами замка в XIII в. и превратили его в огромную резиденцию, обрамляющую пять дворов.
Сын императора
В 1601 г. Петр Вок фон Розенберг, последний представитель династии основателей, продал замок королю Рудольфу II, чтобы погасить свои долги. Здесь проживал незаконнорожденный сын Рудольфа Юлий, который, будучи психическим больным, совершил нападение на девушку. По всей видимости, пытаясь спастись от него, она выбросилась из окна (в настоящее время оно замуровано).
В конструкции единственной и очень высокой башни замка можно обнаружить элементы, широко распространенные в итальянской архитектуре: небольшая лоджия в ренессансном стиле и ниши в форме раковин, которые, кажется, сошли с картины Пьеро делла Франческа. Все это «приправлено» яркими «конфетными» цветами и шпилями в восточном духе. Такое сочетание стилей, наслаивающихся друг на друга, и привело комплекс к тому сложному виду, который он имеет в настоящее время.
Богемский замок-театр
Замковый комплекс Чески-Крумлов может считаться замком-театром как минимум в двух смыслах. Прежде всего, потому что посетитель чувствует себя окруженным средневековыми декорациями. Во-вторых, каждое лето здесь проходит широко известный международный фестиваль театра и музыки.
- С 1707 г. во рву между первым и вторым двором замкового комплекса содержатся медведи, которые также изображены держащими щит на гербе Розенбергов. Для обеспечения этим животным наилучших условий обитания вольеры были значительно модернизированы.
- Во втором дворе возвышается замковая башня, ставшая символом города. Ее интерьер восходит еще к эпохе старого замка XIII в., в то время как крыша и ренессансная аркада тамбура датируются XVI в.
- В верхнем замке хранятся ценные гобелены, коллекция картин, собрание китайского фарфора.
- Зал Масок знаменит великолепными фресками, создающими иллюзию присутствия на маскараде и выполненными в технике Тромплёй («обман зрения»). Впечатляющее описание этих фресок дал австрийский поэт, родившийся в Праге, — Райнер Мария Рильке (1875-1926).
- По мосту можно добраться до богато украшенного барочного театра, восходящего к XVIII в.
- В садах на террасах расположены изящная беседка в стиле рококо и открытый театр с вращающейся трибуной для зрителей. Бывшая школа верховой езды была превращена в концертный зал.
- В разных корпусах замка в течение года организуются временные выставки.
Белая Дама: шесть веков «заточения»
Как и любой уважающий себя замок, Чески-Крумлов, по всем правилам,, завел свое собственное привидение. Согласно распространенному поверью, призрак Белой Дамы (то есть Перхты фон Розенберг, против воли выданной замуж и несчастной в браке) уже шестьсот лет бродит по замку. Если верить преданию, увидеть призрака Дамы в черных перчатках — дурное предзнаменование.
Значительное наследство Эггенбергов В 1622 г. император Фердинанд II подарил замок барону Гансу Ульриху фон Эггенбергу — это была награда за помощь, оказанную им императору в Тридцатилетней войне. Последним представителем этой семьи, который жил в замковом комплексе, дополненном теперь барочными зданиями и обширным парком, был Кристиан фон Эггенберг, обитавший здесь в 1710 г.
Он умер, не оставив наследников мужского пола, и его вдова уступила собственность старинному роду Шварценбергов, уже располагавшему огромными владениями в Богемии. Шварценберги отреставрировали и расширили внутренние помещения по новой моде рококо. Они владели замком до тех пор, пока по земельной реформе, вступившей в силу в Чехославакии после Второй Мировой войны, он не перешел в государственную собственность.
Влюбленный художник
«Когда-нибудь на стене этого дома будет висеть мемориальная доска: «Здесь жил Эгон Шиле»», — писал молодой художник своему другу. Так и случилось восьмьюдесятью годами позже. Эгон Шиле (1890-1918) был влюблен в этот очаровательный средневековый городок. В 21 год он переехал сюда со своей возлюбленной и поселился в небольшом доме на Влтаве.
Характерные для этой местности маленькие домики были одним из любимых предметов его творчества. Однако местные жители не были ему особенно рады. Против него развернулась целая кампания из-за «аморального сожительства», в котором он состоял, и позировавших для него обнаженных моделей. Благовоспитанные провинциальные «филистеры» не выносили его эротических картин. В 1911 г. художник и его возлюбленная были вынуждены покинуть город, но он еще много лет продолжал рисовать здания на берегах Влтавы и ее пейзажи.