Итальянская архитектура последнего десятилетия объективно отражает контрасты сегодняшней Италии: она неотделима от социальной структуры страны и в то же время связана с основными руслами технического прогресса, отражает достигнутый итальянской культурой уровень.
Трудно дать однозначную оценку новому периоду развития итальянской архитектуры, начавшемуся в 70-е годы, поскольку новые тенденции захватывают лишь небольшую долю общего объема строительства.
Кроме того, объекты, отражающие эти тенденции, пока немногочисленны, разобщены инородной застройкой, что затрудняет полностью оценить возможности новых тенденций.
От того, насколько способна новая стилистическая система быть связующей художественной силой в городе, какими возможностями и перспективами обладает она как средство эмоционального воздействия и насколько доступно ей многообразие архитектурных форм, зависит окончательная оценка новой архитектуры, а в конечном счете и ее долговечность.
Рассмотренный материал не является общей историей развития архитектуры Италии за определенный период.
Он не дает исчерпывающей оценки описываемых событий, так как освещены лишь те произведения, которые наиболее полно отражают новые тенденции и специфические черты современной итальянской архитектуры, отличающейся богатством и разнообразием форм, глубиной идей и архитектурных концепций, которые могут оказаться полезными и для нас.
Из плеяды талантливых итальянских зодчих нами выделены те, чьи произведения в той или иной мере отражают приход в архитектуру нового стилистического выражения, которое заключается в возобновлении контактов с традицией.
При этом выбор конкретных архитекторов является не столь объективным, сколь пристрастным, и, возможно, связанным со вкусами нашего времени. Поэтому ясен не только риск ошибки, существующей при любом выборе, но и происхождение выбора, основанного на личных впечатлениях, а иногда и случайных факторах.
70-е годы для архитектуры Италии были трудными, временем кризиса и переориентации многих культурных ценностей. В Италии, более чем в других странах Запада, возрос интерес к традициям и история стала для многих практической методологией архитектуры.
Разумеется, о прямом заимствовании исторических форм здесь нет и речи. Сегодня этот период именуют революцией памяти, начало которому было дано старшим и, в особенности, средним поколениями, которым принадлежит заслуга прорыва и столкновения с защитниками Модернистской ортодоксальности.
Молодому же поколению, по словам Портогези, принадлежит другая, но не менее важная роль, заключающаяся в том, что оно собрало фрагментарное наследство, творчески переработав его и побудив плодоносить.
Термин поколение здесь применен не в смысле статистики, а в смысле культуры и приверженности, означая группу лиц, связанных общими идеями, которых затронул дух времени и которые отображают в своем творчестве его яростные перемены.
Все многообразие проблем, характеризующих нынешний момент итальянского архитектурного процесса, концентрируется вокруг двух основных вопросов: уточнения социальной роли архитектуры, ее языка, что влияет в конечном итоге на трактовку проблемы образности.
Интерес к прошлому выражается в различном использовании классической лексики. Порой ее принимают такой, какой она есть, порой же сурово упрощают. По этому поводу Джорджо Грасси пишет, что метод цитирования в современной итальянской архитектуре можно воспринимать в двух различных и в некотором смысле, противоположных аспектах.
Один из них тот, который теснее связан с идеями эклектизма. В другом же аспекте, наоборот, цитирование воспринимают как ссылку на логический мир архитектуры, каждый элемент которого является частью гармонически организованного целого в соответствии с очевидной взаимосвязью.
Одним из наиболее интересных течений в современной итальянской архитектуре является неорационализм, первоисточниками для которого во многом послужили классические и неоклассические образцы, упорядоченность Палладио и упрощенное своеобразие эстетики Лооса и Леду.
Осознав кризис в содержании архитектуры, неорационалисты снова отступили на рубежи исторической архитектуры, чтобы не утратить веры совсем. В их работах большое значение приобретает поиск новой геометрии и изначальных элементов, составляющих архитектуру.
Помимо разного рода ассоциативных созвучий и цитат из исторической архитектуры, в произведениях современных итальянских архитекторов можно узреть тенденции овладения эффективными законами архитектурной композиции, тщательно разработанными в исторической архитектуре.
Историзм, архитектуру о предшествующей архитектуре — вот что можно увидеть в работах большинства современных архитекторов.
Как заявил на венецианском Биеннале 1980 года Портогези,- присутствие прошлого есть содержание архитектуры сегодняшнего дня.
В лучших произведениях современных авторов метод историзма выступает не как стилизация, а как использование внутренних, ассоциативных, пусть даже глубоко переработанных готовых форм, а также композиционных идей или мотивов. Например, процесс усвоения и переработки принципов барокко в работах Портогези приводит к созданию вполне современной и живописной архитектуры.
Неизбежно существование многообразных аспектов увлечения историей: положительных, отрицательных, двойственных. Однако оживление прошлого, несущего в себе и недуги застаревшие, в некотором смысле противопоставляется какому бы то ни было стремлению к переменам.