В так называемой Западной группе (Германия, Франция, Голландия) образцы проектных решений с сегодняшней точки зрения выглядят более реалистичными, и при счастливом стечении обстоятельств часть их могла бы быть полностью осуществлена. В кругах советского (конструктивистского) авангарда создание бумажного пейзажа невозможной архитектуры стало самоцелью даже среди профессионалов, а вовлечение художников и скульпторов, завороженных формой, привело к полному разрыву и без того хрупких связей, соединяющих эти предложения со статикой, функцией и экономичностью…
С наивностью дилетантов они принимались за работы, требовавшие знаний совсем иного рода; в- болынинстве своем эти работы кончались переносом «студий» их авторов в градостроительный масштаб, предложениями, где потребитель был все таким же безымянным и немым.
Родоначальник супрематизма Малевич использует свои композиции как готовые образцы для объектов разного типа, создает фотомонтажи городов, в которых «его» формы существуют в пространстве. Нарисованные или скульптурные абстрактные построения он называет архитектонами, желая подчеркнуть таким образом их связь с архитектурой. Супрематистский способ выражения соотношения между’плос- костями или объемами был усвоен архитекторами в межвоенный период и стал образцом для нескольких следующих поколений.
Татлин — лидер «производственного» течения в конструктивизме и главный оппонент Малевича по теоретическим вопросам (нападал на него за мистицизм) — в практической деятельности, связанной с архитектурой, поступает так же. Его знаменитый .] проект здания-памятника III Интернационалу представляет собой технически сложную махину из стали, алюминия и стекла, вращающуюся в пространстве огромную скульптурную композицию.
Сегодня, полвека спустя, это предложение также является невозможным для осуществления и, на мой взгляд, останется таковым и в отдаленном будущем.
Пропасть между этим проектом, полным мечтательности, и макетом, выполненным из деревянных брусьев и фанеры, сколоченных гвоздями, не стала для автора препятствием. Многократно перепечатывавшиеся фотографии с макета становились моральным обоснованием для преемников, которые стремились и продолжают стремиться в нереальный мир грез, пренебрегающий экономическими знаниями и уровнем техники.
Приведенные здесь примеры из области конструктивизма, очевидно, не исчерпывают перечня явлений, достойных упоминания. Они указаны лишь с тем, чтобы напомнить о проблеме, которая сохраняет актуальность доныне.
Тенденции, предусматривающие рисование для рисования без строительства, являются частью истории современных направлений в искусстве. Они подсказывают необходимость экскурсий в нереальный мир огромных градостроительных начинаний согласно одному заранее заданному, формальному характеру или же применение невиданной ранее чудесной техники (сборные конструкции, домостроительные комбинаты и пр.).
В польских условиях желания, принимаемые за действительность, были в 60-х годах бюрократически увенчаны нормативами и указаниями, которые на практике (по экономическим соображениям) не могли полностью соблюдаться и выполняться.