Царская усадьба Измайлово вошла в историю русской культуры как один из центров обширного дворцового хозяйства. Она была основана в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем. Пашни и огороды, четыре сада, 37 прудов и семь мельниц, льняная мануфактура, стекольный завод, скотные, птичьи, пасечные дворы, кирпичные сараи, винокурни — вот перечень основных заведений царской “фермы” XVII столетия.
В составе государевых владений Измайлово оказалось в 1655 г. после смерти двоюродного дяди царя — Никиты Ивановича Романова. Первые Романовы были страстными охотниками и имели в Измайлове большой “Волчий двор”, псарни, содержали штат зверовщиков, сокольников, конюхов. Здесь, на берегу речки Серебрянки, в окружении двух запруд стояли двухэтажные деревянные хоромы и трехшатровая церковь Покрова. Их изображения есть на нескольких чертежах начала 1660-х гг. из коллекции Приказа тайных дел 1.
Парадный двор новой царской вотчины размещался на обжитом месте родовой усадьбы. Однако с 1664 г. традиционная планировочная схема стала коренным образом меняться. Русло Серебрянки расширили и превратили в Виноградный пруд, а две запруды в южной части села слились в большой Серебряный (Измайловский) пруд. Кольцо из двух прудов превратило территорию села в остров. В 1671 г. на месте деревянной церкви началось строительство пятиглавого каменного Покровского собора. Тогда же возводилась Мостовая башня, являвшаяся одновременно и колокольней собора, и предмостным укреплением строившегося каменного моста через Серебряный пруд 2.
Работы по возведению собора и моста на несколько лет задержали строительство нового Государева двора. При жизни Алексея Михайловича на Острове все еще стояли двухэтажные боярские хоромы. Однако ясно, что комплекс зданий сразу задумывался как единый ансамбль. К западу от собора, в зоне двора Никиты Ивановича было запланировано разместить прямоугольный закрытый Государев двор. В его юго-западной части предполагалось выстроить деревянные хоромы с каменной домовой церковью во имя индийского царевича Иоасафа, а по периметру каре расположить каменные служебные постройки.
В 1676 г. началась заготовка строительных материалов. “К оградному делу” доставили из Мячкова 31 тысячу каменей аршинных, 20 тысяч лещадей. Было куплено 40 тысяч свай саженных, 4 тысячи бочек извести, сотни тысяч штук кирпича 3. Ранней весной на рубку леса в муромские и арзамасские леса отправились стрелецкие полковники с плотниками и работными людьми.
Строительство хором развернулось в том же 1676 г., а через два года приступили к их внутренней отделке. В 1678 г. заложили, а в 1679 г. освятили нижний ярус домовой церкви во имя Всех Святых, а в 1680 г. освятили ее верхний храм во имя царевича Иоасафа. Летом 1681 г. к западному фасаду церкви каменщики-костромичи Марчко Иванов и Микита Васильев пристроили шатровую колокольню. Тогда же у северного фасада храма сделан брусяной переход в хоромы 4. По неизвестной причине в 1681 г. шестерню только что отстроенного дворца разобрали и перевезли в с. Воскресенское на Пресне, где также строилась царская резиденция 5. Окончательная отделка измайловских хором завершилась лишь к середине 1680-х гг.
Еще более сложной оказалась судьба домового храма. Весной 1687 г. его верхний этаж был полностью разобран и выстроен в новых архитектурных формах. Идея перестройки принадлежала царевне Софье и главе Посольского приказа В.В. Голицыну. Ее причиной были художественные вкусы новых хозяев — активных проводников барочной эстетики. Симметричный трехчастный план, осевое размещение глав, отсутствие полукружий апсид, трактовка декоративного убранства свидетельствовали об освоении форм европейской архитектуры через контакты с Украиной и Белоруссией. Внутренняя отделка церкви Иоасафа продолжалась до 1692 г. Ее иконостас резал и “знаменил самым добрым мастерством” Карп Золотарев 6.
Возведение ограды и служебных строений по периметру двора приходилось на 1682 — 1683 гг. О ходе строительства сообщают писцовая книга села Измайлово за 1682 г., книга подрядных записей Большого дворца, книга лесных запасов 7.
В 1683 г. внутри Государева двора была установлена нарядная ограда из покровских сосновых бревен, украшенных москворецкими кровельными тесницами и объемной резьбой. Она отделяла Передний парадный двор, где стояли хоромы, от хозяйственного Заднего двора, занимавшего всю северную часть прямоугольного каре. Одновременно с оградой строились палаты “на Сытном и на Кормовом и на Хлебном дворах” и “по обе стороны Передних и Задних ворот”8.
Таким образом, за исключением локальной перестройки церкви царевича Иоасафа, возведение всего комплекса Государева двора завершилось также к середине 1680-х гг. В 1687 г. в связи с передачей хозяйства новому путному ключнику были составлены две описи имущества села Измайлово9. Опираясь на их данные и архивные материалы, предпримем попытку реконструкции Государева двора на 1687 г. 10
Хотя в настоящее время от измайловского Государева двора дошли только Передние и Задние ворота, планировочная ситуация комплекса в известной степени сохранена. Постройки Николаевской военной богадельни, возведенные на Острове в 1840 — 1850-е гг. по проекту К.А. Тона, и несколько зданий 1970-х гг. поставлены на первоначальных границах замкнутого прямоугольного двора. Государев двор занимал всю центральную часть Острова. С запада на восток протяженность его стен составляла 136, с юга на север — 104 сажени. Любопытно, что такое соотношение сторон является производным золотого сечения. Это иррациональное взаимодействие обладает особым эстетическим свойством. Пропорции золотого сечения, как и отношение стороны квадрата к диагонали, часто применялись в древнерусском зодчестве для гармонизации и соразмерности архитектурных сооружений 11.
Со стороны Владимирской дороги на Остров въезжали через каменный мост и, обогнув площадь у Покровского собора, направлялись к восточной стене Государева двора с Передними воротами в средней части. Перед воротами стояли на столбах крытые караульные навесы, разобранные в конце XVIII в.
Со стороны Стромынской дороги на Остров въезжали через Вислую плотину и стоявшую рядом проездную деревянную шатровую башню. Далее путь лежал к Задним воротам, находящимся в северной части западной стены Государева двора. Перед ними также стояли стрелецкие караульни. Передние и Задние ворота полностью повторяли друг друга. Трехпролетные сооружения с гульбищами и чердаками над первым ярусом завершались шатрами, опаянными белым немецким железом и двуглавыми орлами. Их вертикальные композиции были важными пространственными элементами ансамбля. Расписанные “чернилами и белилами” гульбища и чердаки издали привлекали взоры гостей Государева двора.