В Чертанове на Днепропетровской улице в 2006 г. был освящен деревянный храм Живоначальной Троицы2. По первоначальному проекту на изгибе трассы улицы предполагалось расположить каменный храм, он должен был стать градостроительным ориентиром на большом ее протяжении. В реальной ситуации была построена небольшая деревянная церковь, которая лишь отчасти выполняет функции архитектурной доминанты в силу своих небольших размеров и расположения среди деревьев.
Многоэтажные жилые дома, вплотную подходящие к участку, и несоизмеримое по масштабу соседствующее с храмом здание гаража нейтрализуют заложенный в планировочном решении композиционный прием. Тем не менее, территория храма стала архитектурно-пространственным узлом жилого квартала. Этому способствует образцовое благоустройство большого церковного участка и размещение на нем хорошо оборудованной детской площадки. Значимость места усиливает расположение районной управы в одном из ближайших домов. Интересно заметить, что управа разместилась в первых этажах многоэтажной постройки, не претендуя на отдельное здание и, соответственно, не выявляя себя в архитектуре. Возникший своеобразный центр микрорайона акцентирует только храмовый комплекс.
Можно заметить, что строящиеся храмы часто соседствуют с администрацией районов и практически все имеют обустроенные детские площадки на своих территориях. Большое значение для градостроительной роли храмов имеют библиотеки, воскресные школы и другие учебные заведения, входящие в состав храмовых комплексов. Пример Троицкого храма на Днепропетровской улице показывает, что приходский храм стал неотъемлемой частью городской среды жилого района и независимо от его архитектурного решения становится важным градостроительным элементом застройки.
Последний пример реализует достаточно распространенный прием возведения храма в ключевой точке городской структуры. В данном примере эффект удачного планировочного расположения был снижен малыми размерами храма и окружающей храм высокой зеленью. В других случаях храмы более активно включаются в организацию окружающей застройки. Храм-часовня Покрова Богородицы в Раменках построен в 2000 г. в месте слияния улицы Раменки с Мичуринским проспектом (арх. А. Оболенский, Д. Соколов)3. Вокруг церкви достаточно большое открытое пространство, она хорошо видна с проспекта. По замыслу авторов на соседнем участке, отделенном от участка храма-часовни небольшим проездом, предполагается строительство каменного храма, которое задерживается на неопределенное время. Однако и небольшой временный храм играет заметную роль в сложившейся застройке. Простой кубический объем церкви с шатровой звонницей по высоте уступает соседним постройкам, но островное положение храма и прилегающие незастроенные пространства позволяют выделить его как важный градостроительный элемент. Композиционная роль храма-часовни усиливается тем, что рядом располагается торговая площадь — храм оказывается в активно посещаемом месте. Таким образом, культовое здание становится доминантой не за счет своих габаритов, а в силу своего назначения и благодаря наличию открытого пространства вокруг.
Целый ряд современных храмов возведен в важных точках планировочного каркаса с расчетом их восприятия при движении вдоль магистрали. К их числу можно отнести деревянную церковь Владимира, Митрополита Киевского в Свиблове4. Она расположена на пересечении улиц Снежной, Кольской, Радужной и Амундсена и служит композиционным центром образовавшейся транспортной площади. Небольшой деревянный храм построен рядом со станцией метро «Свиблово». Его основной объем представляет собой вертикально устремленный двухъярусный восьмерик, перекрытый крещатой бочкой с главкой; силуэт основного объема дополняется шатровой колокольней над входом.
Сам по себе церковный участок небольшой, но к нему примыкает сквер, увеличивающий зону влияния храма. Место пересечения улиц закрепляет также многоэтажный жилой дом на углу ул. Снежной и Амундсена, который служит высотной доминантой. Градостроительное решение предусматривает соседство этих двух акцентов в застройке площади. С основных точек обозрения северный фасад храма накладывается на фасад жилого дома, что создает интересную ритмическую перекличку. Новый дом — дугообразный в плане. Получающийся из- за этого вогнутый фасад определенным образом акцентирует значение пространства перед домом. А в этом пространстве и стоит храм. Осмысленное сочетание храма и светской доминанты становится, в некоторых случаях, характерной чертой городских пейзажей Москвы. Видимый в перспективе улиц, вливающихся в площадь, силуэт храма придает транспортной развязке более камерный характер, присущий жилому району.
Еще один весьма показательный пример — храмовый комплекс, выстроенный на Коптевском бульваре на его пересечении с Б. Академической ул. в 19971998 гг. (арх. В. Иванов)5. Главный храм в честь вмч. Георгия Победоносца восточным фасадом выходит на Б.Академическую ул. и замыкает перспективу бульвара. Пересекая магистраль, Коптевский бульвар переходит в парк Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Прямо напротив храма расположен Большой Садовый пруд. К сожалению, эта композиционная ось прослеживается только на генплане — небольшой храм визуально отделен от водоема высокими деревьями и транспортным потоком. Тем не менее, на восприятие всего храмового комплекса влияет то, что с этой стороны к церкви подходит массив парка, а не многоэтажной жилой застройки.
Территория храмового комплекса вытянута вдоль бульвара с востока на запад. Здесь размещаются храм Георгия Победоносца, трапезная, воскресная школа и библиотека. Территория храма стала общественным и культурным центром района, а сам храм — градостроительной доминантой парковой зоны. Его шатровый ярусный силуэт с колокольней и малыми главками не подавляется соседством многоэтажных зданий, которыми к северу от бульвара застроена Б. Академическая улица.
Важно подчеркнуть, что весь ансамбль выстроен из дерева с использованием традиционных типов построек, и это фундаментальным образом противопоставляет комплекс церковных построек современному многоэтажному окружению. Планировочное положение делает комплекс центром района, а характер архитектуры обособляет, дистанцирует его от окружения. Это обособление может восприниматься и как выражение того, что приходские постройки образуют островок иной жизни — «не от мира сего», и как некая театрализация, разнообразящая среду монотонных городских окраин. В любом случае перед нами характерное не только для данного примера соединение противоречивых тенденций обособления храма и его активного включения в современную городскую жизнь.
Весьма часто расположение нового храма таково, что он оказывается связанным со значительным фрагментом природного ландшафта. Здесь отчасти появляется возможность выстраивания более традиционного взаимодействия храма и окружения, когда доминирующее положение храма обеспечивается выгодным положением на рельефе, отсутствием конкурирующих построек. Чаще всего, однако, наличие вблизи храма элементов природного окружения только отчасти сближает ситуацию с традиционной, поскольку в архитектурно-природный комплекс в той или иной мере включаются и новые многоэтажные сооружения.
В Братееве по благословению Патриарха Московского и всея Руси было решено построить храм во имя Святой Троицы вместо разрушенного в 1928 г. старого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященного в 1892 г.6 Микрорайон Братеево построен в 1982 г. на месте древнего поселения. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи стояла на вершине Братеевского холма на берегу Москвы-реки. Она составляла важное звено в системе храмов, расположенных в нижнем течении реки на холмах и высоких бровках, — Вознесения Господня в Коломенском, Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Свт. Николая Чудотворца в Сабурове, Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, Илии Пророка в Беседах, Свт. Николая Чудотворца в Лыткарине, Спаса Преображения в Острове.
Возведение современного храма на прежнем месте стало невозможным из- за строительства моста через р. Москву в северной части Братеева, где стоял храм. Кроме того, при застройке микрорайона в 1982 г. был срыт Братеевский холм с остатками села и древними кладбищами. Новый участок выбрали южнее, ближе к берегу р. Городня. Небольшой деревянный храм Живоначальной Троицы расположен среди многоэтажной жилой застройки. До сегодняшнего дня он остается единственным приходским храмом микрорайона.
Храм имеет необычное архитектурное решение. Его крестообразный центрический объем с тремя ярусами бочкообразных покрытий на всю высоту стен облицован каменными плитами. В результате он приобрел черты памятника культового зодчества неорусского стиля и визуально вписался в ансамбль жилой застройки. Симметричный объем, одинаково ориентированный по всем планировочным осям, выступает на фоне монотонных фасадов многоэтажных домов. Преобладание глухих стен, сложная пластика и пирамидальный силуэт выделяют храм и придают ему монументальность. Располагаясь в перспективе широкой улицы-бульвара, он хорошо виден из различных точек жилого комплекса.