Конкурирующие с церквями многоэтажные дома стали появляться в последней четверти XIX в., причем не только в Петербурге и Москве, но и в активно развивавшихся губернских городах. Таков пассаж Блинова в Нижнем Новгороде, возникший на Рождественской улице. Четырехэтажное краснокирпичное здание в «русском стиле», выстроенное в 1870-е гг. по проекту Л. Даля и Д. Бшевского44 45, долго, еще и в 1900-е гг., выделялось среди малоэтажных домиков, преобладавших на этой торговой улице. Пассаж не подавлял стоявшие на улице храмы, поскольку их непосредственное окружение было более традиционным, но начинал заметно конкурировать с ними. Такая же ситуация сложилась в Москве на Садово-Триумфальной улице, где доходный дом Пигит стал на рубеже веков единственным многоэтажным домом среди усадебной застройки улицы. Как и в Нижнем Новгороде, он оказался своего рода конкурентом расположенной неподалеку церкви Священномученика Ермолая. Церковь XVII в. с более поздней трапезной выходила на Садовое кольцо многоярусной ампирной колокольней, в одну высоту с которой теперь встал жилой дом.
Следует подчеркнуть, что загораживание, ослабляющее градостроительное значение храмов, равно как и появление случайных в композиционном отношении вертикалей доходных домов, характерно только для центральных районов крупных городов. В остальных же районах и более мелких поселениях роль храмов в картинах застройки, в панорамах оставалась прежней, свидетельством чему служат многочисленные виды городов того времени.
Наряду с тенденцией загораживания храмов, вызванной стремлением к повышению плотности застройки, рассматриваемый период дает примеры создания новых крупных храмов, резко вырывающихся из окружения. Это храм Христа Спасителя в Москве (1839-1881 гг.), Вознесенский собор в Ельце (1844— 1889 гг.), Христорождественский собор в Тамбове, Казанский собор в Иркутске (1875-1894 гг.), Александро-Невский собор в Царицыне (1899-1916 гг.) и некоторые другие. Может создаться впечатление, что грандиозные размеры названных храмов — реакция на происходящие изменения в характере основной массы застройки, стремление восстановить равновесие между доминирующими сооружениями и их окружением. На самом деле это не так. Соборы в Ельце, Тамбове, Царицыне возникли в традиционном малоэтажном окружении, где усиления контраста вовсе не требовалось.