В период историзма, сменившего ампир, представление общества о роли храма в городе практически не изменилось. Прежними остались и культурные нормы, определявшие саму структуру города. Чаще всего сохранялись генеральные планы городов, разработанные в период классицизма, с добавлением к ним по мере необходимости периферийных районов. Планы для новых городов чаще всего составлялись на тех же принципах, что и в предыдущий период. Как заметила Е.И. Кириченко, градостроительная мысль второй половины XIX в. не предложила принципиально новых идей42. Можно добавить, что и начало XX в., породив некоторые новые градостроительные концепции, почти ни в чем не успело выразить их в градостроительной практике. Отличие второй половины XIX — начала XX вв. от времени расцвета классицизма заключалось лишь в том, что значительно меньше внимания стало уделяться соподчинению частей плана, выстраиванию логической связи элементов города. Чем дальше, тем больше городские планы становились только безразличной решеткой, в которую каждый владелец вставлял тот объект, который был ему нужен.
В небольших городах новая эпоха мало сказывалась в архитектурно-пространственном построении города в силу инертности городского развития, весьма слабых инвестиций, вкладывавшихся в новое строительство. В крупных же городах перемены приводили к заметному изменению характера застройки. Происходило ее уплотнение — преимущественно в центральных районах городов, например, в Китай-городе в Москве в 1880-1900-е гг.43. В ряде случаев плотность и этажность резко возрастали в периферийных районах, в местах, на первый взгляд неожиданных, там, где в данный момент условия строительства оказывались более выгодными. Удаленная от центра часть Невского проспекта оказалась застроенной плотнее, чем центральная, подобным образом в Замоскворечье многоэтажные здания сконцентрировались преимущественно у Садового кольца, сохранив усадебную застройку более центральных кварталов. Нередким стало появление отдельных крупных зданий, как бы случайно вырывавшихся из окружения. Распространение многоэтажных корпусов стало ослаблять композиционную роль церковных вертикалей. Плотная застройка нередко заслоняла храмы, новые большие дома создавали конкурирующие вертикальные акценты.
Практика «загораживания» храмов — относительно ранняя. В 1864 г. церковь Ильи пророка на Новгородском подворье в московском Китай-городе (XVI в.) была включена в объем Теплых торговых рядов. Она оказалась отгороженной торговым корпусом и почти полностью утратила присущий ей облик. Церковь Успения на Чижевском подворье в том же Китай-городе в конце XIX в. была полностью отделена от улицы трехэтажным доходным домом. Многоэтажные дома затеснили церковь Косьмы и Дамиана в Старопанском переулке, церковь
Григория Богослова в Петровском переулке. В некоторых случаях строителями многоэтажных зданий становился сам причт храмов, озабоченный экономическим поддержанием приходов. В частности, долгое разбирательство в разных инстанциях вызвал проект строительства трехэтажного доходного дома на церковной земле вблизи храма Рождества Богородицы в Путинках. Претензии заключались в том, что дом чрезмерно приближался к храму, нарушая существующие нормы отступа и уничтожая традиционные видовые картины.