В модерне отличали два вида декора. Первый — функциональный — был соединен с утилитарными и конструктивными элементами: обрамлениями окон и дверей, ограждением лестниц, формами потолка, конструкцией опор. Их формы использовались в качестве основы для вариаций художественно-пластических и цветовых решений. Второй тип декора — изобразительный, графичный и живописный, украшал поверхность стены, потолка, детали. Орнамент обычно сливался с плоскостью, как бы развивая ее фактуру, или становился облицовкой.
Композиция интерьера строилась на взаимодействии элементов декора, выступавших на равных при создании конкретной гармонии. Лестничные перила, окно, фонарь, панно или другой элемент могли выступить как ведущие в композиции, чего не могло быть в ордерной системе. Широко использовалась стилизация объектов флоры и фауны, где отрицались геометрически четкие формы, прямые линии и углы, строгая вертикаль.
Применяли контрастные сопоставления фактур одного материала либо разных материалов — штукатурка, дерево, камень, металл, стекло, изразцы. Для выразительности материалам придавали новые фактурные характеристики. Цветовые сочетания обогатили: лилово-серые, сине-лиловые, лилово-розовые, перламутровые, зелено-серые, оливковые и фисташковые.
Модерн впервые создал большой арсенал декоративных приемов, основанных на отношениях фактур и цвета натуральных материалов. Комнаты делали неодинаковой высоты и разнообразными, Каждая комната выдержана в тщательно обдуманном тоне, причем в выборе цвета принимались в расчет как специальное назначение помещений, так и гармоничное и эффектное чередование комнат при их окраске.
Предметы мебели и бытовые вещи значительно упростились ританские формы сглаживали тонкостью отделки, применением ценных материалов, накладными украшениями — инкрустацией, цветной фанерой, жемчугом, слоновой костью, металлами, полудрагоценными камнями.
Шкафы и витрины остеклялись гнутым стеклом. Шкафы модерна с гладкими нерасчлененными поверхностями, обусловленные переходом на механизированные процессы фанерования и сборки изделий. Книжный шкаф в начале XX в. стали называть библиотекой. В этот период появились встроенные шкафы. В 1900 г. П. К Адовис впервые создал стенку из шкафов. В нее входил гардероб, комод, буфет и даже бар в едином конструктивном решении. Все предметы от скатертей и ковров, рам картин до пепельниц и переплетов альбомов отразили новый стиль. Стеклянные абажуры напоминают форму цветка. Все в едином стиле — архитектура, интерьер, мебель, печи, прикладное искусство.
В квартирах появилась индивидуальная планировка, группы комнат — гостиные, спальные с уборной и ванной, столовые, кухни и подсобные помещения. На рубеже веков появились лифты. Камины в Западной Европе в период модерна стали отапливать газом: от него не летели ни пыль, ни сажа, но часть несгоревших газов попадала в комнату и была вредна для здоровья. Дампы делали в виде чело веческих фигур, полевых вьюнков, роз, орхидей, ирисов и других цветов, украшали сложно переплетенными линиями. В таких домах царило бодрое настроение, чувство простоты и ясности.