В Санкт-Петербурге на Невском проспекте у Казанского собора группа реконструированных исторических построек соединена в новое функциональное и пространственное целое Международного офисно-коммерческого центра вокруг внутреннего двора, превращенного в атриум с металло-стеклянным покрытием (1995-1998, архитекторы С. И. Соколов, Н. И. Явейн и др.). Пространство атриума объединило отреставрированные исторические фасады, не согласованные формально и принадлежащие разным версиям позднего классицизма, в некую сюрреалистическую целостность. Нейтральные поверхности темного стекла заполнили разрывы и выровняли несовпадающие высоты.
Среди административных построек девяностых выделяются величиной и монументальностью, перерастающей в метафору планетарного могущества, комплексы управления газовой промышленностью. Центр РАО Газпром в Москве (1996-1997, архит. В. И. Хавин) создан в юго-западной зоне. Он предназначен для оперативного управления гигантской системой добычи и распределения газового топлива на территории от Тихого океана до Рейна и Дуная. Павильонная система обеспечивает автономность и оптимальную структуру функциональных блоков, части ее соединены мостиками-переходами. Высотный ориентир комплекса — 34-этажная башня офиса. Крупная пластика ее вертикального массива рассечена лентой остекления лифтовых холлов; завершает башню стеклянный шатер управления антеннами. Она задала тон образного решения всей группы —святилище технократии, соединяющее пуристическую чистоту формы с неявными готическими аллюзиями. Торжественный подход к порталу башни фланкируют цилиндрический объем банка из светоотражающего стекла и невысокая призма корпуса с информационными и социальными службами. За вертикалью башни поставлен призматический объем вычислительного центра, скупо перфорированный проемами, — сердце гигантской системы; его компьютеры ведут постоянный мониторинг, выдавая информацию на экраны диспетчерского зала. Дополняют комплекс здания оздоровительных учреждений, гостиница, инженерные сооружения. Все складывается в обширную пространственную систему, сочетающую геометрическую регулярность и живописность фрагментов естественного ландшафта.
Но по пространственному размаху и монументальности в российском строительстве девяностых первенствует, пожалуй, деловой центр «Мострансгаз» на Калужском шоссе близ Москвы (1993-1997, архитекторы И. А. Покровский, Ю. А. Свердловский, С. Елагина и др.). Комплекс занял 6,5 га на склоне, где перепад достигает 14 м. Активность рельефа предопределила живописную контрастность системы, над которой доминирует мощный «трилистник» административного корпуса. Между его ветвями, под прямым углом расходящимися от узла вертикальных коммуникаций, создан атриум с парадным входом, обращенным к Калужскому шоссе. К этому корпусу примыкает протяженный, с мягким изломом в плане, обьем бизнес-центра, рассеченный вдоль оси пассажем с четырьмя ярусами галерей и со стеклянной кровлей. Отдельно расположена трехгранная призма гостиницы с центральным атриумом.
Объемы комплекса формируются сочетанием стеклянных поверхностей и легких панелей, имитирующих естественный камень. На их сопоставлении авторы построили изящную игру, основанную на противопоставлении громадных пустот и тяжеловесных каменных масс. Стороны высотного трилистника, охватывающие атриум, завершены ступенями высотой в этаж, как бы напоминающими сверхмонументальность пирамид майя. Но очевидна эфемерность их поверхностей, подвешенных к каркасу, как и стеклянные экраны. Гпавную тему фасада со входом определил каскад наклонных стеклянных плоскостей, накрывающий пространство атриума. Ярко окрашенные трубчатые элементы металлического пространственного каркаса оживляют сдержанный колорит интерьера. Проход в атриум обрамляют уже настоящие водные каскады и искусственный газон с подсвеченными фонтанчиками. Крупномасштабная монументальность присуща пассажу бизнес-центра, куда посетитель попадает из- под метафорического «стеклянного каскада» атриума. Излом оси увеличивает выразительность перспектив этой «внутренней улицы», напоминающей образы гравюр Пиранези.
В девяностые характер жилищного строительства изменился. Расслоение общества сделало неприемлемым программное уравнительство советского времени. Складывавшиеся социальные группы с высоким доходом стремились отделиться от сложившейся унифицированной среды. Эти потребности удовлетворяли пространственно обособленные замкнутые группы дорогих жилищ — кондоминиумы.
Одним из первых осуществленных комплексов такого рода стал кондоминиум в Купчино, Санкт-Петербург (1992-1995, архит. Е. Л. Герасимов и др.) — группа из 24 блокированных 3-4-этажных коттеджей и односекционного дома с 14 квартирами-люкс. Два непрерывных ряда коттеджей формируют здесь короткую улицу, обрамленную придомовыми садами. Концы ее перекрыты каменными стенками с решетками в проемах. К городским улицам, ограничивающим группу извне, обращены кирпичные стены с окнами, напоминающими бойницы. Торжественная въездная арка на поперечной оси, продолженная пропилеями, ориентирована на массив пятиэтажного квартирного дома, увенчанного асимметричной башенкой. Извне комплекс выглядит как крепость-форпост, внутри — интимное пространство. Здесь пуритански сдержанная архитектура смягчена постмодернистскими аллюзиями на петербургский классицизм (обрамление входа несет как бы тень «Новой Голландии»),
Тип получил распространение, не сохранив, впрочем, столь открытого метафорического противопоставления окружению. Под руководством того же Е. Л. Герасимова в 1995-2000 гг. в Санкт-Петербурге построен замкнутый комплексна Каменном острове, с живописно сформированным протяженным пространством, ограниченным непрерывными рядами домов сложного очертания. Интровертностъ его подчеркнута не столь жестко, а постмодернистские аллюзии более живописны и обильны. В интерьере дворов они создают некую уютность, на внешней стороне строги и крупномасштабны.