При рисовании с натуры архитектурных объектов существенную часть задачи представляет передача на плоскости пространственного положения горизонтальных и вертикальных прямых.
Среди горизонтальных прямых зритель выделяет горизонт, который неотделим в его представлении от земной поверхности. Это вызвано также нашими привычными передвижениями и зрительными оценками удаления и расстояний в горизонтальных направлениях, работой органов равновесия и пр.
Горизонт в нашем восприятии оптически совмещен с горизонтальной «зрения, имеющей в силу перечисленных выше причин устойчивый характер, е линии получают перспективные наклоны к горизонту, группы параллельных прямых в перспективе сближаются и пересекаются в точках. схода на горизонте. Все эти моменты получают отражение на рисунке. Корректирующая роль восприятия особенно сильно сказывается на перспективном сокращении по вертикали по сравнению с сокращением горизонталей. Вследствие того что вертикальная зрительная ось неустойчива непрестанно перемещается вместе с движением глаз при рассматривании, вертикальные прямые должны были бы постоянно изменять перспективный наклон к вертикальной оси, особенно при перемещении взгляда вдоль горизонта. Однако мы этого не ощущаем.
Вертикальные прямые мы видим вертикальными даже при фиксированной точке наблюдения и значительном вертикальном угле зрения. Поэтому зритель не ощущает отчетливо и перспективные сокращения, горизонтальных отрезков, заключенных между вертикалями, т. е. не видит перспективного сближения последних. Это постоянно наблюдаемое явление получает на рисунке с натуры вполне определенное отражение — горизонт изображается прямой линией, а все вертикали, образующие с горизонтом прямой угол, параллельными прямыми.