Убывание размеров отверстий для колоколов от яруса к ярусу усиливает перспективный эффект: верхние проемы с колоколами поэтому кажутся значительно выше, чем они находятся в действительности.
Принцип облегчения и перспективного роста вверх выразился также в пластике членений и трактовке декоративных украшений, их толщу стены и рельефности. Так, количество членений в карнизах увеличивается снизу вверх, профилировка их делается богаче, тоньше и мельче. Одновременно увеличивается вынос карнизов, а высота их уменьшается. Ширина угловых пилястр, придающих стройность архитектурным формам столпа, а также величина щелевидных окон, прорезанных в толще стен, с каждым ярусом уменьшаются.
Рельеф в первом ярусе отличается силой, сочностью прорисовки и в толщу мощной стены, что дает глубокие и резкие тени. Во втором ярусе глубина рельефа уменьшается, в третьем — украшения выступают за плоскость стены, светотеневой контраст уменьшается. Движение вверх подчеркивается и нарастанием цветового богатства, завершающим аккордом которого является золоченая глава столпа.
Все сказанное свидетельствует о тонкости и сложности высокого мастерства, о композиционной логике, которая последовательно проведена во всем — от композиции в целом до деталей, о всестороннем и правильном учете особенностей восприятия в натуре. В Иване Великом сосредоточился целый комплекс архитектурных средств и приемов, способствующих решению главной композиционной задачи — раскрытию идейно-художественного образа сооружения. Где зодчий достигает этого, используя все многосторонние и тонкие композиционные приемы и средства, там возникает произведение огромной художественной выразительности и силы, кураторы и энтазис.