Тип стройной высотной композиции в ансамбле стал с этого времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.
После постройки кремлевского Успенского собора в архитектуре городских и монастырских соборов отчетливо заметно стремление зодчих подражать его величавому и торжественному архитектурному облику. Это можно видеть в соборах Хутынского монастыря в Новгороде, Новодевичьего монастыря в Москве, Данилова монастыря в Переславле- Залесском, в городском Софийском соборе в Вологде и в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря, так же как и в других монастырских и городских соборах.
В монастырских соборах впервые появляется более сложная архитектурная композиция с добавлением двух самостоятельных приделов, симметрично поставленных по отношению к главному зданию и объединенных открытой папертью-галереей. Такой прием в архитектурной композиции культового здания получает особенно широкое распространение со второй половины XVI в. Но одновременно со стремлением сохранить традиционный тип пятиглавого соборного храма, дополнив его симметричными объемами приделов, в XVI в. шел процесс творческой переработки архитектурной композиции и крестовокупольной системы не только приходских церквей, но и традиционного архитектурного облика соборного, т. е. главного монастырского или городского храма.
Собор Рождественского монастыря в Москве, построенный в начале XVI в., сохраняет обычный четырехстолпный план, но в его объемной композиции с пониженными угловыми частями выделяется центральная часть, увенчанная главой, как это имело место ранее в соборе Андроникова монастыря. На уступах постамента располагаются два ряда кокошников, поставленных «вперебежку». Угловые части кубического объема здания перекрываются крестовыми сводами, пониженными по отношению к центральной части, что создает пирамидальность композиции наружного объема.