Специалисту, работающему в условиях динамичной трансформации всех видов городской среды, следует хорошо знать объективные тенденции и условия этих изменений и прежде всего — типологию материально-пространственных вариантов развития современного образа жизни и их привязку к типовым архетипам.
Нынешний этап формирования средовых ансамблей города отличается наличием трех обстоятельств, ранее столь интенсивно не проявлявшихся:
- появлением специфических форм пространственной организации средовых объектов и систем;
- резким разрастанием «массы» технических устройств и структур, обеспечивающих современное качество городского образа жизни;
- отношением к любым элементам и событиям городской среды как к полноценным слагаемым художественного образа города.
Именно с этих позиций и описаны далее основные разновидности современных городских предметно-пространственных образований .
Рассмотренные ниже пространственные варианты средовых конструкций отнюдь не являются элементами некоей последовательно выстроенной иерархической структуры — между ними нет отношений соподчинения, каждая самодостаточна и относительно свободно выбирает себе место в городском плане. При их сравнении интерес представляют скорее принципы соединения в каждой единичной комбинации разнокачественных, а иногда и разнонаправленных форм проявления содержательных тенденций.
Следствие — хотя законы соединения элементов городского дизайна в разного рода композиционные группы, структуры и последовательности в принципе не изменились — общая насыщенность городской среды дизайнерскими компонентами увеличилась практически на порядок. И в некоторых случаях они занимают почти 100% поверхности ограждений, образующих средовое пространство, полностью подменяя собой архитектуру.
И даже там, где занятая дизайн-формами часть визуального поля остается в пределах 30-50%, эти формы начинают доминировать в зрительном образе среды. Т.е. фактически они создают своего рода «дизайн-пространство», превращаясь из разрозненных элементов или фрагментов среды в композиционные структуры (фронтальные, глубинные, панорамы и т.д.), которые полтора столетия назад формировались исключительно архитектурой или элементами ландшафта .
Иными словами, сегодня для зрителя неважно, из чего складывается городское пространство. Куда важнее его акцентно-доминантные характеристики -т.е. дизайнерские средовые формирования начинают подчиняться тем же законам, что и описанные в первой части учебника художественно-значимые архитектурные.
Надо только помнить, что сроки существования «дизайнерских пространств» обычно намного короче, чем архитектурных. «Строить» и «реконструировать» их можно гораздо быстрее, чем устремленные в вечность капитальные объемы и поверхности архитектуры. Если только отказ от увековечивания не заложен в проект специально, например, в выставочных павильонах. Но это, если быть точным, есть своего рода сращивание архитектуры и дизайна, разновидность слияния разных средств реализации проекта в конкретике данного произведения синтеза искусств.
Другая их особенность — и «локальные», и «линейные» объекты разного типа охотно перенимают друг у друга отдельные черты, конструкции, элементы декора, образуя визуально единые композиционные системы. Обычно — обладающие общим «фирменным стилем».
Третья черта — все чаще эти элементы среды насыщаются техническими миниустройствами: шлагбаумы на автостоянке опускаются и поднимаются автоматически, ступеньки уличных лестниц имеют ламповые подсветы, запретительные столбики вдоль тротуаров ночью светятся и т.д. Т.е. — их дизайн все время усложняется и в смысле уточнения художественных решений, и в плане техническом.
И, наконец, весьма самобытно отношение этой группы дизайнерских форм среды к установлению визуального контакта с характером средового контекста. Оно может быть выстроено по принципу стилистического подобия, по законам контраста или как индифферентная система, незаметная на фоне других компонентов ансамбля. И выбор типа связей с окружением — одна из важнейших сторон работы архитектора-дизайнера.