Высотные здания имеют исключительное градостроительное значение. Их стройные объемы разнообразят и организуют силуэт города, являясь в системе дальнейшей реконструкции Москвы композиционными центрами будущей ансамблевой.
Одной из причин возникновения несоответствия между задуманным образом будущего сооружения, воплощенным в проектном материале, в частности перспективном изображении, и действительным результатом после возведения здания является несовершенство существующего метода перспективных проекций на вертикальную плоскость. Устранение этого несоответствия, как указывалось ранее, имеет практически важное значение.
Это несовершенство метода обнаруживается особенно ярко при попытке произвести построение перспективы с большими углами зрения. При этом возникают сильные и совершенно неестественные искажения изображенных форм и пропорций здания. Искажения увеличиваются к краям картины, т. е. возрастают при увеличении угла зрения. Этим и объясняются рекомендации для построения перспектив, ограничивающие величину угла зрения на объект. Так, в ряде пособий по начертательной геометрии таким пределом считается полный угол в 40°-50°. Но и в этих пределах искажения довольно значительны.
Поэтому на практике архитекторы нередко производят перспективные построения при сравнительно небольших углах зрения и спокойных ракурсах, т. е. с далеких точек наблюдения. Последние довольно часто не соответствуют реально существующим статическим видовым точкам в плане, обусловленным планировочной структурой и окружающей застройкой.
Перечисленные недостатки и неточности построений перспектив методом проекций на вертикальную плоскость вызывают в некоторых случаях критическое отношение к результатам таких построений. На практике это нередко приводит к корректированию перспективных изображений с целью улучшить их, уменьшить искажения, придать изображениям наиболее реальный характер и вернее передать образ проектируемого здания. Эти коррективы выражаются, например, в уменьшении чрезмерных ракурсов, в применении нескольких точек схода и горизонтов, в некотором изгибе картинной плоскости и т. Д.
Подобные «поправки» касаются только внешней стороны перспективного изображения и, конечно, не влияют на качества самого проекта, определяющего художественный облик будущего здания.»Гораздо чаще в процессе проработки композиции и пропорций здания автор проекта обходится без перспективных изображений, а пользуется только ортогональными чертежами фасадов, полагаясь на интуицию и приобретенное опытом «чутье». Перспективное изображение в этом случае является заключительной стадией «подачи» проектного материала, роль его как проверочного этапа в процессе проектирования сводится на нет. Это может привести к несоответствию проекта и действительного художественного результата, которое может обнаружиться уже после возведения здания (недостаточность завершения, тяжесть и не гармоничность диагональных пропорций в силуэте и т. д.).
Метод перспективных построений, основой которого является центральная проекция на вертикальную плоскость, существующий уже более 500 лет, выработан на основе богатой практики архитекторами и художниками эпохи Возрождения. В основе его лежит правильно подмеченное проекционное уменьшение перспективной величины предметов при удалении от зрителя. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал: «Линейная перспектива распространяется на действие зрительных линий, чтобы при помощи измерений доказать, насколько второй предмет меньше первого и насколько третий меньше второго.