Естественна связь искусства метрики с традиционно принятым и постоянно переживаемым ощущением себя во времени и пространстве. Средневековое сознание одновременно допускает и признание дискретности времени, и соответствие его центральному постулату традиционной философии: принципу единства творца и его воли.
И получается, что для традиционного сознания «время не имеет протяженности. Для него существуют только мгновения, причем не обязательно расположенные в необратимой последовательности. Мусульманская теология очень быстро пришла к мысли о том, что время может быть обратимо. Для нее существует только последовательная цепь мгновений, которая может быть разорвана или обращена вспять, если того пожелает бог».
Идея завершенности каждого мгновения находит отражение в традиционных формах искусства -и потому законы и правила композиции независимо от жанра опираются на понятия «метр», «чередование», «повтор» и т. д. Эти понятия характеризуют приемы построения всех канонических форм искусства.
Вариантность как метод мелодического развития — черта, свойственная музыке многих народов. Самобытность же музыки среднеазиатских народов сказывается прежде всего в особенностях интонирования, придающих своеобразие основной мелодической напевке, и, отчасти, в способе ее развертывания. Такая вариантность допускает и даже предполагает многочисленные отклонения, которые не должны выходить, однако, за пределы определенной меры отношений — той, какая свойственна исстари установленной мелодической модели-прообразу.
Развитие музыкальной теории в целом, как и формирование качественно новых эстетических взглядов, происходило в виде комментирования общепризнанных канонических положений. В архитектуре мы видим то же самое в приемах построения схем-вариаций: меняется количество метрически перечисленных фрагментов (куполов, арок и т. д.), иногда в протяженный метрический ряд включается или на него наслаивается дополнительный метр. Что, казалось бы, может быть прихотливей, чем затейливые арабески, украшающие стены знаменитых самаркандских и бухарских медресе тимуридской эпохи? И, однако, как доказал Л. И. Ремпель, «никакого произвола в смысле свободного полета фантазии художника здесь нет». Есть гармоническое сочетание точных знаний свойств геометрических фигур и «творческое использование этих свойств в композиции рисунка».
В основе геометрического орнамента архитектурных памятников Средней Азии, поражающего богатством и разнообразием фигур и их сочетаний, лежат определенные линейные схемы, передававшиеся из века в век поколениями народных мастеров .
Таким образом, формально-содержательное разнообразие и в музыке, и в поэзии, и в архитектуре достигается общим неизменным средством (приемом) композиции -метром: симметричным разнесением на плоскости, в пространстве, во времени того самого, традиционно чтимого мгновения бытия, которое для средневекового сознания только и есть проявление существующей реальности, снова и снова воссоздаваемой богом-творцом. Тема архитектурного «ритма-метра» и «центра-оси» вписывается в круг традиционных пространственно-временных представлений Средней Азии. Принципы композиции и образы мировосприятия обнаруживают изоморфность. Аналогии в построении их структуры можно проследить на достаточно большом материале, накопленном современной исторической наукой.
Реализация «идей симметрии» в зодчестве нашла воплощение в приемах симметричных преобразований. Таким образом, подойдя к приему симметрии как бы изнутри, выведя его из условий и обстоятельств реальной ситуации архитектурного творчества, мы показали, что сам прием как таковой служил средством адекватной передачи образной концепции сооружения.
Принцип переведения «идей симметрии» с языка понятий и символов на язык симметричных архитектурных форм обусловлен изоморфизмом их структуры. Эти два роднит общность содержания, передаваемого в них лишь разными кодами: текстовым и графическим. Здесь мы усматриваем смысловое соответствие, например, симметрии подобия в композиции и «идеи подобия» как принципа своеобразного воспроизведения одной структуры в другой (космологической в строительной и т. д.). Или разобщенность, дискретность элементов архитектурного ритма-метра соотносится с идеей дискретности и самоценности момента пространства -времени. Или предпочтение центрально-осевой симметрии мы соотносим с доминированием ведущей «идеи симметрии» — доктрины единства.
На основе этих условных сопоставлений мы предлагаем понимание архитектурной симметрии в памятниках зодчества как профессиональной интерпретации «идей симметрии» культурного контекста. В то же время эти сопоставления являются основанием для культурологического истолкования архитектурных композиций.
Своеобразие архитектуры Средней Азии во многом определяет геометрический орнамент, сплошь покрывающий поверхности любой кривизны. Исследование орнаментальных сюжетов на уровне композиционных, в том числе и симметричных закономерностей, проведено на большом материале советскими и зарубежными авторами. Речь пойдет о семантике элементов центрально-осевой симметрии -самого распространенного, как помнит читатель, приема построения инвариантных схем композиции. Мы рассмотрим простейшие центричные орнаментальные фигуры и их производные.