В процессе работы над проектом высотного здания большое внимание должно быть уделено проверке и правильному учету в композиции характера и особенностей восприятия с основных направлений его обозрения. Учитывая, что высотные сооружения, особенно их верхние части, возвышающиеся над рядовой застройкой города, воспринимаются с различных направлений, необходимо очень внимательно относиться к проверке композиции и пропорций в ракурсе и повороте.
Работая над проектом, решая композицию и пропорции здания, архитектор должен руководствоваться расчетом на восприятие в натуре с реальных точек наблюдения для выявления действительных закрытий и ракурсов в перспективе, влияющих на характер стройности в силуэтном абрисе и на выразительность перспективного образа здания.
В этом отношении интересно проследить процесс работы выдающихся русских зодчих, в частности А. Захарова. В работе над проектом Адмиралтейства, начиная от эскизных проектов до окончательного варианта, по которому велось строительство, Захаровым был внесен целый ряд изменений. Анализируя характер изменений, внесенных им в пропорции центральной высотной части — башни Адмиралтейства, мы убеждаемся в правильной и глубокой продуманности зодчим композиционного решения и пропорций башни в связи с условиями и характером натурного восприятия. Сравнивая один из первоначальных вариантов проекта с окончательным вариантом, который в основном и был осуществлен, можно проследить ряд изменений в пропорциях ярусов и соотношениях частей башни.
Пропорции башни, отдельных ее частей и вся композиция были найдены уже в первоначальных вариантах. Но композиция и пропорции, казавшиеся удовлетворительными на фасадном чертеже, с диагонального направления, которое соответствует подходам по Невскому, значительно изменяются. Эти перспективные изменения затрагивают в основном колонный ярус и квадратное основание под куполом, поэтому высотная часть башни в диагональном повороте оказывается зрительно менее стройной и как бы «осевшей». Предвидя это, Захаров последовательно перерабатывает.