Архитектор эпохи Ренессанса

Ренессанс

Современная профессия архитектора зародилась в эпоху Ренессанса. В изменившихся исторических условиях сначала появился необычный тип заказчика. Новые властители городов и областей Италии не были связаны со старой аристократией, поскольку происходили, чаще всего, из среды банкиров или кондотьеров. Они были энергичны, жестоки, обладали широким кругозором и требовали реализации своих замыслов, совершенно отличных от всего, что строилось в готическую эпоху.

Представления новых властителей родились под воздействием интеллектуальных усилий мыслителей Раннего Ренессанса, философов-гуманистов. Вернувшись к изучению античного наследия, они постепенно, шаг за шагом освоили все богатство мысли философов античной эпохи, поставивших в своих трудах Человека в центр мироздания. Особенно чеканно звучит эта мысль в формуле греческого философа Протагора, считавшего, что человек есть мера всех вещей, которые существуют. Эта формула в то время носила универсальный характер.

В эпоху Ренессанса та же идея имела уже более специфически-мировоззренческое звучание. Культурой Возрождения были переосмыслены роль и место человека в мире во всех происходящих процессах. Затем, по незыблемой логике развития общества, потребовалось внести изменения в самый этот мир, дабы существование человека не находилось в отрыве от его представлений. В первую очередь это касалось архитектуры, которая была не только зримым образом мира, но и, как всегда, вмещала в себя почти все процессы жизни и деятельности людей. На повестку дня встало создание центрического храма — модели Мира, где пришедший к Богу человек, в соответствии с новыми представлениями эпохи, оказывался бы в центре Мироздания.

Такие храмы не строились со времен античности, т. е. около тысячи лет. Их неоткуда было взять, неоткуда скопировать, поэтому пришлось их придумать. Новые архитекторы, никак не связанные с прежними цехами, опираясь на немногочисленные античные руины и архитектурные останки, придумывали новую архитектуру, воображали ее себе, а затем зарисовывали. Так впервые на стенах дворца в Урбино появились воображаемые, но как будто бы реальные, площади со стоящими в их центре храмами-ротондами, улицы с дворцами и другими прекрасными зданиями.

Новый город обладал изумительной гармонией, никак не схожей с суровым и мрачноватым очарованием средневековых городов. Как ни парадоксально это звучит, ренессансная архитектура сперва была нарисована, и только столетие спустя (или около того) построена. Любопытно, что и сами те приемы изображения объектов в перспективе, которые вы изучали в первых частях этого учебного пособия, были разработаны художниками-архитекторами специально для того, чтобы создать на плоской поверхности иллюзию архитектурного сооружения, чтобы сделать его зримым, доступным всем, и тем самым приблизить момент его постройки. Сложный, извилистый путь, но иного тогда не нашлось или же не было вовсе.

Новым профессионалам, особенно в эпоху Раннего Ренессанса, не у кого было учиться. Все они были дилетантами в первоначальном, уважительном значении этого слова. Профессия складывалась постепенно, продвигаясь путем поиска, дорогой проб и ошибок. Свои опыты и наблюдения, равно как и опыт немногочисленных коллег (а благодаря узости круга новых мастеров все они прекрасно знали друг друга, хотя и не всегда ладили), мыслители Ренессанса сводили в трактаты — своеобразные научные и философские труды.

Один из первых таких трактатов, посвященных проблемам перспективы, создал великий теоретик и практик архитектуры Раннего Ренессанса Леон Баттиста Альберти. Следует сказать, что понимание архитектуры Ренессанса невозможно без осмысления той роли, которую играли трактаты, посвященные разным сторонам профессии. Культура Возрождения — это вообще во многом культура осмысления, исследовательского интеллектуального труда, формирования фундаментальной науки.

Созидание нового у титанов Ренессанса идет вслед за процессом познания, причем в самых разных направлениях творчества. Эта особенность творческих исканий эпохи дает объяснение тому, почему планировочные и объемно-пространственные решения Ренессанса, особенно Раннего и Высокого, весьма геометризированы, статичны. Они, по сути, воплощенная мысль, почти голая идея, которую никто и не стремился прикрывать какими-либо декоративными драпировками и излишествами.

Ясность замысла обязательна для Ренессанса, она шла рука об руку с симметрией плана, центричностью объемно-пространственного решения, четкой геометризацией форм сооружения. Добавим, что другими характерными чертами архитектуры Возрождения можно назвать плоскостное, в основном, решение фасада, построенного по законам точного пропорционирования.

Ренессанс

Предыдущая статьяАрхитектура монастырских соборов
Следующая статьяДеконструктивизм