Важной особенностью эпохи является возрождение синтеза ордера с арочно-сводчатыми системами. Циркульные арки — обязательный атрибут.
Следуя древнеримскому принципу разделения конструкции и декора, ордерная композиция в зданиях Возрождения часто развивалась независимо. Но в рамках изобразительного метода она подчинялась рациональным классическим закономерностям с четким выявлением на фасадах основных элементов, их ритма и сомасштабности, логической связи их между собой.
На разных стадиях были различия и в понимании зодчими самого ордера, его тектонических функций.
На первых этапах ордер осваивался в тесной связи со средневековой традицией (Брунеллески, первая половина XV в.). Ведущей темой была аркада на колоннах, а в интерьере ордерные членения еще до известной степени находились в зависимости от «каркасных» приемов готических композиций.
Дальнейшее развитие архитектуры приводит к более широкому и многогранному пониманию ордера как художественной системы, в одинаковой мере способной нести функции и «иллюзорной» (зрительной) тектоники, и реальной стоечно-балочной конструкции.
Наконец, на завершающем этапе развития ордер либо становится преимущественно средством пластической выразительности композиции (Микеланджело, Виньола, середина XVI в., тяготеет к стилю барокко), либо, наоборот, достигает вершины «конструктивности» в четком и зримо ощутимом контрасте ордера и стены (Палладио, вторая половина XVI в. , зарождаются черты классицизма).