Формирование нужного ансамблю архитектурного масштаба есть прежде всего вопрос выбора системы деталировки его сооружений и пространственной структуры. Она не зависит от технологии строительства, диктующей шаг колонн, размеры панелей, от прямолинейно понятой функции, подсказывающей габариты пространства или застройки, от рекомендации экологического плана, указывающих модуль посадок или членения рельефа.
Эти метрические характеристики среды, а значит, и свойства масштабной шкалы имеют довольно значительный диапазон значений, и дело архитектора — использовать лежащие перед ним возможности. Потому что главный критерий выбора масштабного ряда — творческий замысел, основанный на понимании общей градостроительной ситуации и конкретных художественных задач формирования данного фрагмента городской среды.
Применение положений о масштабности в проектировании открытых пространств имеет свои особенности .
Во-первых, главная задача здесь — придать данному комплексу объектов масштабные характеристики, отвечающие тому образному началу, которое обусловлено функционально-содержательной основой пространства и его геометрическими параметрами. Особую роль играет при этом выделение с помощью масштабных построений главного элемента композиции, определяющего его образный строй (доминирующий ансамбль Биржи превосходит по масштабу свое окружение, которое имеет более дробную масштабную шкалу).
Следует только помнить, что «масштаб» и «масштабность» есть лишь часть приемов архитектурного проектирования и действуют в комплексе с другими атрибутами архитектурной формы: масса, силуэт, система объемных соподчинений в пределах композиции и в ее окружении. Так, масштабность Биржи и Летнего сада угадана еще и в сопоставлении их с другими компонентами пространства — изломанным силуэтом Петропавловской крепости, ровной строчкой сооружений Дворцовой набережной, упругим шагом мостовых арок — обрамляющих эти образованные рекой «интерьеры».
Масштабной проработке подлежат не только планировочные и объемные компоненты (ограждения и планшет интерьера). Трактовка архитектурных тем, формирующих композицию городской среды — важное, но не единственное направление работ. Нужна также работа с масштабом собственно пространства, размер и строение которого можно подчеркнуть характеристиками блоков ограждения, можно видоизменить, раздробить на самостоятельные по настроению части, как это сделано на Советской (Тверской) площади в Москве, Театральной в г. Владимире.
При этом важнейшее значение имеет принцип иерархичности масштабной структуры городского пространства. Г.П. Степанов указывает, что «внутри основного масштаба могут существовать как бы замкнутые в себе масштабные системы, каждая из которых выступает составным элементом по отношению к целому» — масштабному строю сооружения, что позволяет архитектору участвовать в формировании среды через любой ее компонент и на любом этапе развития. Он может разрабатывать композицию в совокупности всех ее составляющих, но может воздействовать на целое, не меняя все его части, а только учитывая их архитектурные особенности в работе над порученным ему компонентом.