Начиная с 1923 г. в Европе строилось довольно много церквей, в особенности в Англии, Германии и скандинавских странах. Одной из главных причин этого было развитие новых населенных пунктов, расширение больших и малых городов, не только в результате роста населения, но и как следствие их разуплотнения.
То, что происходило в Лондоне в период между двумя войнами, характерно в меньшем масштабе для многих городов Европы. Появление новых жилых районов на окраинах Лондона и других городов вызвало необходимость и в новых церквах, большое число которых было выстроено именно по этой, а не по какой-либо другой причине.
В новом церковном строительстве можно отметить стремление сблизить христианскую религию, насчитывающую почти двухтысячелетние традиции с общественными и духовными запросами современной жизни. Это проявляется в попытках сделать церковь не только местом общественного богослужения, но и общественным центром, и потому многие из них включают помимо церкви, как таковой, залы и другие помещения для собраний, кухни и школьные помещения, а часто — викариат. Позднее церковь объединяют с общественным центром, включающим иногда и спортивные площадки, а также помещения для другой культурной деятельности.
Тенденция подобного рода особенно характерна для молитвенных помещений сектантов и обнаруживается чаще в протестантских, чем в католических культовых сооружениях. Возрождается традиция средневековья, когда приходская церковь была не только помещением для богослужения, но и центром разнообразной общественной деятельности населения города и его окрестностей.
Тенденции связать религиозные традиции с духовными, культурными и общественными Нуждами современной общественной жизни соответствует в той или иной степени и архитектура церквей. Для прогрессивно мыслящих людей архитектура сегодняшнего и завтрашнего дня не нуждается в стилизации, план ее непосредственно вытекает из функции, а формы согласуются с новыми строительными материалами.
И для того чтобы церкви приблизить к современной жизни, они должны стать новыми по архитектуре и в то же время символичными и выразительными. Так, несомненно, рассуждали представители духовенства и архитекторы, несущие ответственность за строительство церквей в новом духе. Но они, конечно, сознавали и функциональные преимущества использования некоторых методов новой архитектуры. В результате соображений подобного рода чаще всего получалось слияние новых тенденций с традиционной архитектурой, сохранившей готические или романские черты.
На культовое строительство рассматриваемого периода чрезвычайно большое влияние оказали экономические возможности.
В этом отношении этот период можно сравнить с периодом строительства в Лондоне после Большого пожара, когда необходимо было восстановить многие приходские церкви. Для людей религиозных церковь не только здание с алтарем, в котором собираются верующие, но и памятник архитектуры, прославляющий бога своей красотой и выразительностью. Строительство церкви для них религиозный акт.
С этим спорить не приходится. Но в то же время необходимо иметь в виду и возможности людей, живущих в новых жилых кварталах и собирающихся построить новую церковь.
Средства, отпущенные для этого, ограничены. По мнению одних, церковь можно построить быстро и дешево из простых кирпичей с гладкими стенами без украшений, традиционно связанных с церковными зданиями. Другие считают, что это нужно делать не так быстро, но более тщательно, в духе более достойном столь торжественного учреждения. Чаще побеждает первое мнение. Вот почему в церковном строительстве рассматриваемого периода можно обнаружить более прогрессивные черты, чем в общественных сооружениях и зданиях банков.
Лаконичность архитектуры в этих случаях часто диктовалась экономическими затруднениями, и от таланта архитектора зависело добиться максимальных результатов при ограниченных средствах, имевшихся в его распоряжении. Именно необходимость экономии была главным и, можно сказать, положительным импульсом для культовой архитектуры.