Город, который развивается в выстроенной для него форме, отчасти спланированной, но по большей части спонтанно рождающейся в силу стечения разнообразных обстоятельств, — это больше, чем основное рабочее место архитектора. Это еще и генератор новых представлений об архитектуре и о городе, и испытательная площадка для воплощения архитектурных идей на практике.
Многие представления о строительстве и городах связаны с конкретными задачами, да и диктуются этими задачами. Кроме того, есть и такие представления, которые возникают в отсутствие какой-либо непосредственной мотивации, а только вследствие убеждения, что современные представления неадекватны действительности. Такие представления существуют в виде идеалов, моделей, прототипов, а в некоторых случаях — утопий.
Иногда они рождаются в процессе подготовки конкурсных проектов, когда проектировщики ловят возможность отточить свое мышление и решают сделать предлагаемые ими проекты чем-то большим, нежели прагматичные решения конкретных проблем. Иногда такие представления возникают в результате принимаемых на себя обязательств в отсутствии клиентов, когда архитекторы сталкивались с недостатками и проблемами существовавших городов — любого характера, социальными, эстетическими, техническими, пространственными.
Обобщая, скажем, что такие идеи нельзя рассматривать как прагматичные решения, предлагаемые в некоем конкретном случае, скорее, это образы мышления, такие как воображение, впечатление. В этом отношении можно говорить о непрерывной линии, соединяющей «новый город» Санта-Элидеф, индустриальные фантазии Якова Черникова, мегаломанию «Современного города» Ле Корбюзье, рассчитанного на три миллиона жителей, или его же «Лучезарный город», дистопические видения «Непрерывного монумента» и «Метагород» группы MVRDV. Уже сам факт, что эти планы так и не были претворены в жизнь, подчеркивает их мощь как моделей.
Они обрели существование в качестве концептуальных выражений идеи. Они характеризовались такой чистотой, которую невозможно воплотить в повседневной действительности. Почти все модели известных городов Европы, за исключением утопий русского конструктивизма, были созданы в Западной Европе. Идеи, родившиеся в Центральной, Северной и Южной Европе, не вызвали практически никакого резонанса на международном уровне.