Большей стороне трапеции, по оси движения и симметрии площади, располагается главное доминирующее здание ансамбля, боковые стороны площади оформляются менее парадно. И представляют собой здания, фасады которых почти всегда оформлены длинным метрическим рядом колонн, пилястр, галерей без какого-либо акцента по длине, боковые стороны составляют с осью площади угол в среднем 5°-7°.
Известно, что такие площади вызывают у зрителя впечатление большей свободы и пространственное, а главному зданию придают значительность и выразительность. Причины такого воздействия могут быть выявлены на примере анализа одной из трапециевидных площадей (Греция, Малая Азия, III в. до н. э.).
Площадь имеет удлиненную в плане форму неправильной трапеции. На противоположной от входа стороне площади стоит небольшой античный храм. Боковые стороны площади застроены зданиями, выходящими на площадь галереями (слева бани, справа двухъярусные галереи общественного назначения). При застройке площади учтен характер рельефа, круто спускающегося к городу. Этим и объясняется, что правая боковая сторона площади застроена двухэтажной галереей вдвое выше застройки противоположной стороны площади.
Вследствие различной высоты застройки боковых сторон площади произведен поворот левой стороны застройки от оси площади на угол в 2 раза больший, чем правой, т. е. на 6° против 3°. Тем самым усиление перспективного сокращения вследствие большего поворота левой стороны скорректировало в некоторой степени разную высоту застройки. Перспективная точка схода для левой стороны площади находится на вдвое большем расстоянии от главной точки зрения, чем правая, тогда как при параллельной застройке должна была бы быть общая точка схода. Интересно отметить еще такой момент. Двухъярусные галереи по абсолютным размерам выше храма.
Чтобы зрительно, в перспективе, уменьшить их высоту в конце площади, где они легко сопоставляются с высотой храма, галереи продолжены несколько дальше главного фасада. Вследствие перспективного сокращения галереи зрительно кажутся, по крайней мере, равными высоте храма.
Отклонение боковых сторон от параллельного положения к оси площади создает определенный перспективный эффект, который как бы увеличивает длину площади, отчего главное здание воспринимается более значительным и выразительным. Это впечатление вызывается еще и тем, что зрителю при восприятии свойственно быстрое и подсознательное сравнение в перспективе высоты близко расположенных колонн с удаленными, находящимися в конце площади, рядом с главным зданием.
Трапециевидная форма усиливает впечатление о протяженности боковой застройки, одновременно сжимая зрительно трапециевидное основание. Однако при низком уровне горизонта зрителя основание площади рассматривается в сильном ракурсе и поэтому не влияет на перспективный эффект, созданный отклонением боковой застройки от оси площади.
В других трапециевидных площадях применена аналогичная схема композиционного построения ансамбля. Рассмотрим некоторые особенности использования этого приема.
Трапециевидная площадь перед собором св. Петра в Риме повышается в сторону собора. Вместе с основанием площади поднимаются и боковые галереи, обработанные пилястрами и завершенные антаблементом. Трапециевидная в плане площадь придает большую перспективность боковым сторонам, вследствие чего повышение антаблемента в сторону главного фасада собора в перспективе не воспринимается и становится незаметным.
Площадь Капитолия в Риме благодаря ее трапециевидной форме создает такой же перспективный эффект. Здесь интересен прием, примененный в отношении лестницы, ведущей на площадь. Лестница имеет также трапециевидную форму с расширением в сторону движения. Однако этим достигается обратный эффект. Длинная по протяженности лестница воспринимается более короткой, так как мы рассматриваем наклонное трапециевидное основание, перспективность которого уменьшается.