В Берлине прозвучал доклад в Союзе инженеров и архитекторов о положении строительства и архитектурных течениях. Прозвучало убеждение, что наступившие годы мира, хотя бы и с колебаниями, будут много способствовать подъему строительства. В течение этих трех лет архитектурная ситуация действительно во многом прояснилась.
Создать новую «конструктивную архитектуру» — вот что было главенствующей мыслью этого времени. В особенности это видно по работам наших московских коллег.
Направление, которого придерживались архитекторы в Москве в последнее время, в особенности, при участии в крупнейших конкурсах, обнаруживает стремление создать нечто, как предполагалось, решительно новое из железа, железобетона и стекла.
Обнаруживается, что идея эта сделалась современной в то же время и в западных государствах Европы, преимущественно в проектах; в своих наиболее ярко выраженных формах, как известно, она также вызывает разноречивые оценки.
На конкурсы представляли иной раз совершенно прелестные вещи, однако как скоро дело доходило до их воплощения или [даже] до детального рассмотрения, обнаруживались фактические затруднения, справиться с которыми не так-то просто. Представляли, например, проекты ночлежных домов, едва не полностью из стекла — с лестницами на 4–5 этажей — только из стекла, вроде оранжереи.
«Дома отдыха» — своего рода деревенские летние дома — поднимались на 15 этажей, конторские здания для Центральной Сибири проектировались в форме стеклянных коробок, едва пригодных даже в Москве, где в зимнее время следует рассчитывать на температуру –30° С и ниже. Проповедовали конструктивизм и завоевывали призы проекты, которые представляли здания в два или три этажа, где не было возможности возвести опоры, и так далее.
Скоро стало ясно, что бесконечные стеклянные плоскости стен мало отвечают условиям нашего климата. Рабочие общежития, выстроенные в недавное время в Ленинграде, обнаруживают, что, как ни желательно было бы, чтобы все помещения квартир, включая ванную, уборную, переднюю, освещались бы естественным светом, подобные требования сильно ограничивают глубину здания и в результате приводят к его сильному выстуживанию. Если для выставочных павильонов, которые не отапливаются, для фабричных цехов или торговых залов могут предусматриваться большие площади остекления, то для обычных конторских зданий, и в особенности — для жилых домов и рабочих общежитий, в нашем климате это не применимо.
Был созван съезд по гражданскому и инженерному строительству. Почти единогласно было принято, что направление, которого в последнее время придерживались у нас в (хотя бы и талантливые мастера), не вполне отвечает современным требованиям нашего государства и что в будущем из хозяйственных соображений больше внимание должно уделяться фактическим климатическим, техническим и материальным обстоятельствам.
Поэтому следует ожидать, что действительные требования жизни, на которые было столь отчетливо указано на этом заседании в Москве, в будущем, вероятно, будут оказывать влияние на выработку проектов и будут много способствовать упрощению архитектурных форм, оздоровлению всей архитектуры у нас в России.
С одобрением можно отметить, что недавно принятые к строительству проекты здания Центрального телеграфа в Москве и здание государственной промышленности в Харькове, более конструктивны и лучше отвечают требованиям дня.