Классицизм вкладывает свои социальные образы, социальные модели и в тектонику и в стилистику, и в структурную организацию архитектурной среды. Геометрически правильная планировка улиц и площадей это и апология разумного начала, это и знак подчиненности индивида организующей силе государства. Иерархическое членение объемов здания — выражение всеобщего закона соподчинения, господствующего в обществе (в идеальной схеме — уже без той автономии, которую мы встречали в средневековье) .
Как ордер классицизма изображает оптимальную работу конструкций, так объемно-пространственное построение изображает идеальную внутреннюю структуру здания. Главный объем — вместилище парадных зал, флигели — подсобных помещений и т. д. Но все это очень укрупненно, без претензии выразить детально или хотя бы вполне правдиво подлинную структуру внутренних пространств. Это — схема, демонстрирующая должный порядок, реальность может от нее значительно отступать.
Такая идеальная, геометризованная в своей основе схема требует подгонки внутренних пространств под заданные габариты целого. Как дома подчиняются красной линии улицы, так внутренние помещения — фронту фасада. Создаются предпосылки для распространения полиструктурного типа сооружений, т. е. сооружений, скрывающих за единообразным фасадом множество однородных пространственных ячеек. Они обретут господствующее положение в архитектуре, начиная с периода доходного капиталистического строительства, но важную роль начинают играть уже в классицизме.
Нельзя не вспомнить 500-метровые крылья версальского дворца, содержащие множество одинаковых покоев для придворных, а также возникающие в это время административные здания, госпитали и тому подобные общественные сооружения, сама природа которых требует соединения однотипных ячеек. С полиструктурами связаны новые архитектурно-пространственные качества классицистических городов.