Рост численности населения, производительности труда и уровня благосостояния — вот три фактора, легших в основу колоссальных объемов строительства, имевших место в Европе в девятнадцатом и двадцатом веках.
В то же время — и это одно из проявлений социальных перемен, происходивших в индустриальных обществах — архитектура обрела статус профессии. Англия находилась в авангарде и здесь, что доказывается, помимо прочего, рождением профессиональных ассоциаций.
В 1834 году была основана организация, ставшая предшественницей нынешнего Королевского Института британских архитекторов (Royal Institute of British Architects, RIBA) и был заложен фундамент библиотеки и собрания архивов под эгидой RIBA13. Вскоре вслед за этим последовало создание Королевского Института архитекторов Ирландии (1839), Maatschappij tot Bevordering der Bouwkunst (Общества продвижения архитектуры в Нидерландах, 1842) и первой из ряда локальных архитектурных ассоциаций в Бельгии — Koninklijke Maatschappij der Bouwmeesters van Antwerpen (Королевского Общества архитекторов Антверпена, 1848).
В период с середины девятнадцатого века по первую четверть двадцатого профессиональные организации такого же рода возникали во всей Европе, в основном они действовали на национальном уровне, иногда на региональном, в некоторых случаях — на местном. Отчасти они брали на себя адвокатские функции, но стремление объединяться с коллегами и держаться вровень с последними достижениями в своей области также играло известную роль в деятельности их членов.
Многие из этих профессиональных организаций издавали свои журналы, организовывали лекции, проводили экскурсии, даже устраивали выставки и конкурсы проектов среди своих членов, имея в виду повышение уровня профессиональной подготовки. Результатом их активности стало также ускорения обмена знаниями.
В это же время архитектурное образование институционализовалось и приобретало характер профессионального. Оно, как и сама архитектура, имеет долгую историю, некоторые институты существуют не один век. Среди таких институтов можно выделить парижскую Ecole des Beaux-Arts (Школу изящных искусств), преемницу Королевской Академии живописи и скульптуры, основанной в 1648 году, а также архитектурную школу при Датской Королевской Академии изящных искусств, история которой восходит к 1754 году, когда было объявлено о создании Kongelige Danske Skildre Billedhuggerog Bygnings Academie (Датской Королевской Академии живописи, ваяния и зодчества, Копенгаген).
Впрочем, большинство архитектурных школ было учреждено в девятнадцатом веке, а архитекторы некоторых стран открыли для себя доступ к академическому образованию только в двадцатом веке. Одной из последних в этом ряду оказалась Исландия: Исландская Академия искусств была основана в 1999 году.
В девятнадцатом веке институционализованное образование постепенно брало на себя функцию передачи знаний от учителя к ученику в процессе ежедневной трудовой практики. Но даже в двадцатом веке еще работали архитекторы, которые не имели официального образования, а пришли в архитектуру через занятия ремеслом, другим видом искусства или путем самообразования. Во многих странах, однако, такой путь всегда был трудным из-за взаимной поддержки профессионалов. Сегодня самостоятельное вхождение в архитектуру практически невозможно, особенно в странах Европейского союза.
Королевская академия в Делфте (осн. 1842), призванная обучать будущих инженеров-строителей, и школа Архитектурной ассоциации в Лондоне (осн. 1847) — это лишь два примера учебных заведений, возникавших в Европе в середине девятнадцатого века. Уже в девятнадцатом веке в архитектурном образовании прослеживались две тенденции (они сохраняются и поныне): минимальное число курсов посвящается изучению академического искусства, максимум времени отводится на технически ориентированные курсы.