Когда в 1859 году началось строительство зданий федерального парламента Канады, в проекте не рассматривалось их отображение в качестве символа государственности. Это придет позже.
В то время дебаты были сосредоточены на том, будет ли архитектурный стиль неоклассическим, связанным в то время с американским республиканизмом, или готическим возрождением, которое использовалось для недавно завершенного британского парламента в Лондоне, поскольку он лучше всего представлял парламентскую демократию. Компромисс, как канадский тогда, так и сейчас, привел к возрождению обоих стилей викторианской готики, но отражал канадские вкусы за счет эклектичного выбора готического орнамента и местных материалов.
Каждое из зданий парламента, до пожара и после пожара в 1916 году, имеет стрельчатые окна и узоры, стрельчатые арки, шпили с крокетами и каменную кладку из бутового камня. Первоначально на крыше использовалась сланцевая черепица, которую много лет спустя заменили медью.
Здания состоят из трех «блоков»: центральный блок, выходящий на юг, который включает в себя Башню мира, названную в честь канадских военнослужащих, участвовавших в Первой мировой войне, и библиотеку в задней части. Он окружен с обеих сторон восточным и западным блоками, поэтому все три обращены внутрь, образуя большой четырехугольник.
Первоначальные требования к камню включали использование «самородного известняка», полученного из Халла, Квебека или Глостера, Онтарио, или, для краев (краеугольный камень или клин) и внешней облицовки, и песчаника Огайо, из Кливленда, Огайо, для отделки окна и двери.
Однако в 1860 году архитекторы Фуллер и Джонс предположили комиссару общественных работ, что мрачный серый цвет известняка не понравится. Непинский песчаник, более светлый по цвету и более прочный, был предложен как лучший выбор, хотя стоимость была несколько выше. Первоначальная башня Виктория в Центральном блоке была высотой 60 метров. Восстановленный после пожара 1915 года, уничтожившего Центральный блок в 1915 году, он был переименован в Башню мира и стал выше на 97,5 метров.
Строительные камни имели преднамеренную шероховатость, чтобы отразить суровость столицы и нации.
В строительных технологиях того времени использовались подъемные краны с механическим приводом с использованием комбинации шкивов, пандусов, тачек и строительных лесов. Проект был настолько велик, что газета «Гражданин Оттавы» сообщила, что это место было скоплением «раскопок, плотников, кузнецов и каменотесов; старые казармы были превращены в конторы для подрядчиков». Сообщается, что в 20 бригадах работало от 400 до 500 человек.
После пожара, уничтожившего Центральный блок в 1916 году и завершившегося в 1922 году, прошло немного времени, прежде чем началась реконструкция. Архитекторы спроектировали его так, чтобы он был похож на оригинал, и в нем использовались современные конструктивные методы и материалы, а также он был больше и на целый этаж выше. Вместо дерева для внутренних стен, чтобы свести к минимуму ущерб в случае повторного пожара, они были построены из известняка из Манитобы и мраморных полов. Внешний каркас состоит из стали и покрыт непейским песчаником, как и в оригинале. Песчаник Огайо использовался для отделки световых колодцев, коров, воздушных вышек, дымоходов и пентхаусов, заменив песчаник Огайо.
Еще одним изменением стало использование симметричного двухосного плана, соединенного второстепенными и основными коридорами, спроектированными в соответствии с принципами, которых придерживается Ècole des Beaux-Arts в Париже.