Спустя почти тысячу лет Европа стала постепенно выходить из того тяжелого кризиса, в который она погрузилась в начале Темных веков. С тысячного года начинается бурное (по меркам средневековья, разумеется) строительство романских церквей.
Но процесс проектирования в средневековой Европе был уже принципиально иным, нежели в античные времена. Строителями и проектировщиками в романский период выступают монахи средневековых монастырей — единственные хоть сколько-нибудь образованные люди той эпохи.
Они ревностно хранили церковные традиции, в том числе и относящиеся к облику, устройству и украшению храма. Архитектура романского храма восходит к римским базиликам, в которых их первоначально размещали.
Конечно, со временем формы храма изменялись, трансформировались, но в целом в этой архитектуре самым главным оставалось наследование, продолжение традиций и древних, и сравнительно недавних. В планировке, в декоративном убранстве христианского храма, особенно в период средневековья, главным был канон.
Что, где и как будет выстроено, вырезано и нарисовано в романском храме решалось не по творческому наитию создателей, а согласно этому канону, незыблемому в своих основных постулатах. Мы ничего не знаем об архитектурных рисунках романских зодчих. Если учесть особенности системы монастырского образования той эпохи, то можно предположить, что рисунок — последнее, чему тогда уделяли хоть сколько-нибудь серьезное внимание.
Вслед за романтикой наступает эпоха готической архитектуры. В этот период процесс проектирования переходит к людям третьего сословия. Все архитекторы и строители принадлежали тогда к одному из городских цехов, а цеховая организация, в силу особенностей общественного устройства того времени, не ставила перед своими членами задачу создания чего-то принципиально нового.
Достаточно было очень хорошо делать то, что мастера цеха делали всегда. Повторение шедевров прошлого было залогом процветания в настоящем и в будущем. При проектировании готические мастера пользовались методом работы по образцу, а посему молодой архитектор, становясь мастером, отправлялся путешествовать, чтобы воочию увидеть те шедевры, которые и должны были стать прототипами его собственных сооружений. Осматривая творения предшественников, архитектор времен готики делал зарисовки всего подряд: его интересовала разбивка плана, устройство нервюр свода, прорисовка портала, капители, резного каменного декора — все.
Зарисовки сводились в альбомы, которые потом становились основным подспорьем в нелегком труде средневекового архитектора. Мы знаем об этом потому, что один такой альбом чудом дошел до наших дней — в XIII веке его сделал для себя француз Виллар д’Оннекур, оставшийся благодаря этому в истории архитектуры.
Анализ имеющихся в распоряжении современных историков данных свидетельствует о том, что рисунок по представлению был, по всей видимости, для них непонятен, а может быть, и технически недоступен — для него требуется очень высокий уровень абстрактного мышления. Такое мышление формируется постепенно, по мере роста уровня цивилизации общества. Надо отметить, что в процессе изменения способа и уровня мышления отдельных членов общества участвуют самые различные разделы знания, но главную роль все же следует отдать философским наукам.
Именно они приучают человека мыслить абстрактными категориями, а кроме того, способствуют расширению кругозора, наконец, дают понимание процессов познания и творчества. Для средневековья, когда в основе всего образования стояла религиозная схоластика, такое мышление не было характерным, ему просто неоткуда было взяться. Именно поэтому в основе профессиональной деятельности лежало не творчество, а ремесло, правда, поднятое на такой высокий уровень, что оно уже практически было неотделимо от искусства. Сегодня профессию архитектора мы себе представляем иначе.