Палаццо Дукале или Дворец Дожей одна из самых узнаваемых достопримечательностей Венеции. Находится на площади Святого Марка – центральной площади Венеции. Дворец начали возводить в IX веке. Привычный вид дворец приобрел в XIII – XIV веках. Дворец представляет прекрасный образец смешения стилей: мавританского, готического и Возрождения.
Считается, что проект дворца создал Филиппо Календарио – известный венецианский скульптор и архитектор.
Первый этаж дворца выглядит невесомым и полностью прозрачным, создавая иллюзию невесомости конструкции. Это впечатление обманчиво – на самом деле первый этаж опирается на 36 монументальных скульптур. Легким и невесомым первый ярус выглядит благодаря ряду ажурных арок. На втором этаже расположена галерея – двойной ряд колонн, более тонких и высоких. Фасад третьего яруса здания декорирован фигурным аттиком, фасадная часть – это гладкая стена с необычными, ассиметричными окнами. В центре фасадов расположены балконы – на эти балконы в старину выходили дожи приветствовать народ. Структура здания кажется нелогичной – словно дворец перевернули вверх фундаментом, ведь верхняя часть более массивна, чем нижняя. В этой нелогичности и заключается прелесть дворца.
Во Дворце Дожей несколько веков располагалась резиденция правительства Венеции, здесь проходили заседания советов республики, министерств, верховного суда. На нижнем ярусе располагался секретариат, морское ведомство, тайная полиция.
Изюминка Дворца Дожей – великолепные лестницы, каждая из которых – настоящее произведение искусства. На верхние ярусы дворца ведет изумительная «Золотая лестница» — по ней дожи поднимались в жилые апартаменты на верхних ярусах. Лестница Гигантов, выполненная из белого мрамора, ведет ко дворцу из внутреннего двора. Величественную лестницу украшают статуи древнеримских богов – Марса и Нептуна. Лестница Гигантов была свидетельницей множества исторических событий. Прежде всего, венчания дожа – красивый ритуал проводился на лестнице, где на голову нового венецианского дожа возлагали головной убор – символ власти и величия. Поднявшись по лестнице, попадешь в галерею с «львиными пастями» — в них было принято опускать записки с анонимными доносами.
Зал Большого Совета – самый величественный и огромный зал в мире. Удивительно, но в зале нет ни одной колонны. Зал был богато украшен, но отделка была полностью утрачена во время пожара, а новая появилась только в 1585 году. После пожара дворец восстанавливал Антонио де Понти, он же спроектировал главный мост Венеции – мост Риальто. В Зале Компаса располагался зад заседаний инквизиции. В Зале Совета Десяти происходили заседания трибунала, а над залом – камеры для заключенных.
Над отделкой зала работали живописцы венецианской школы Паоло Веронезе, Якопо Робусти, Франческо Бассано. В Зале для голосований размещены портреты практически всех дожей Венеции – прекрасные образцы живописи эпохи Ренессанса. Центр зала венчает триумфальная арка – ее возвели в честь дожа, который победил турков-османов – Франческо Морозини, великого полководца, адмирала. Стены Зала коллегии украшены полотнами Якопо Робусти и Паоло Веронезе. Во Дворце Дожей представлена одна из наибольших в Европе коллекция оружия.
Во двор дворца ведет «Бумажная дверь» или Порта дела Карта – изысканный готический портал в форме арки. Через арку можно попасть в галерею Фоскари, а уже потом – во двор. Двор окружают аркады из мрамора и скульптуры в античном стиле. В верхней части фасада галереи Фоскари установлены часы . эта часть фасады выполнена в стиле барокко.
Дворец Дожей – главное украшение Гранд-канала. Каждый зал – шедевр архитектуры и живописи. Каждый год сотни туристов приезжают в Венецию, чтобы лично увидеть все великолепие Дворца Дожей.