Новый ансамбль создавался в непосредственной близости, в прямой пространственной связи с Кремлем. Авторы в своем проекте стремились опираться на такие черты русской градостроительной культуры, как величавость, образность архитектурных сооружений, праздничность открытых городских пространств, богатство архитектурных форм и их пространственная гармония, приверженность мастеров прошлого к остро контрастным сочетаниям незначительной по высоте рядовой городской застройки и ее архитектурных доминант, умение придать доминантам активные градоформирующие функции путем подчеркнуто крупного масштаба форм, их живописности, умение использовать красоту природного ландшафта, живописность излучин города-реки, холмистость ее берегов. Привлекало также богатство колористических решений русских градостроительных композиций: сочетание белокаменной застройки с кирпичными зданиями, полихромными майоликовыми деталями, золотом глав. Как и при строительстве Кремлевского Дворца съездов, связь с традициями архитектуры прошлого авторы искали не в прямом их заимствовании или имитации под старину. Они пытались найти современные и оригинальные архитектурно-градостроительные формы, которые с наибольшей полнотой отражали бы наше время и композиционно сочетались с архитектурными формами прошлого.
Большое значение авторы придавали поискам органичного взаимодействия высотных акцентов и особенно административного корпуса СЭВ с высотными зданиями 1948-1952 гг. Эти здания, очень различные и в то же время схожие по своей многоярусной ступенчатой структуре и силуэту, стали привычными и характерными элементами панорамы города, образовав в зоне расположения проспекта активную пространственную систему.
Новая градостроительная структура скомпонована остро и решительно, по поводу чего было высказано немало противоречивых суждений.
Отмечают остроту, новизну архитектуры магистрали; смелость, радикальность ее решений, подлинно столичный размах и крупный, новый градостроительный масштаб и многое другое, что в своей совокупности создает новый, необычный для города художественный образ магистрали столичного центра.