Черты гуманистичное архитектурной композиции нельзя не видеть в расширяющейся палитре композиционных приемов, в их усложняющемся контрапункте, в глубинности связей с конкретно-предметной средой и историко-культурными традициями.
Необходимость развития пластического языка архитектуры как средства повышения ее выразительных возможностей в наши дни диктуется еще рядом обстоятельств. В самом общем виде такое явление связано с потребностью в существенном улучшении художественно-эстетических качеств архитектуры в целом, в дальнейшем совершенствовании ее образных возможностей. Конкретизируя эту задачу в узкопрофессиональном плане, можно было бы выделить несколько аспектов рассматриваемой проблемы.
Один из аспектов связан с генезисом современной архитектуры и ее языка. Нельзя забывать, что интерес к проблеме пластики в архитектуре возник как антитеза непластичной — плоскостной, пластинчатой форме зданий, выросшей на базе индустриального, сборного домостроения, доведенной до своего крайнего абсолютного выражения массовым, повсеместным ее использованием. С известной степенью условности можно говорить о своего рода пластическом голодании, которое породила архитектурная среда, сформировавшаяся на основе форм с преобладанием линейных характеристик.
По отношению к массовой архитектуре на каком-то этапе происходило как бы внутреннее примирение с подобными свойствами архитектурной формы. Одновременно все очевиднее становилась потребность в такой пластике, которая создает образную емкость, неповторимость сооружений.
Само возникновение и осознание такой творческой задачи было важной вехой на пути развития современной архитектуры. Этот этап принес бесспорные завоевания в композиции.