Неудовлетворительных условиях обозрения сказываются пренебрежение интересами города и полное безразличие к людям. Маяковский пишет о том, как американские капиталисты закупают художественную Европу, «…дико украшая сороковые этажи каким-нибудь ренессансом, не интересуясь тем, что эти статуэтки да завитушки хороши для шестиэтажных, а выше незаметны вовсе».
Создание наилучших условий видимости и восприятия высотных зданий возможно только при комплексном решении градостроительных и архитектурно-художественных задач. В этом отношении весьма показательным является планомерная и художественно продуманная расстановка высотных зданий Москвы и их архитектура.
Пять из восьми наиболее крупных высотных зданий находятся на набережных или раскрыты в сторону реки, а остальные — на высоких холмах, у пересечения важных магистралей и на больших площадях. Благодаря этому они хорошо обозреваются как с близких, так и с далеких точек наблюдения, обогащая художественный облик города и его силуэт.
Три высотных здания располагаются по Садовому кольцу, другие — за пределами его, а на Ленинских горах, на самой высокой точке Москвы, — комплекс университета. Высотные здания являются основными вертикалями города. При создании вокруг высотных зданий ансамблей улиц и площадей должны возникнуть и второстепенные, местные вертикали примерно в 14-16 этажей. Они в свою очередь создадут необходимую композиционную поддержку существующим высотным зданиям.
Плановая и ансамблевая застройка позволяет решать архитектурно художественные задачи в комплексе с созданием наилучших условий обозрения. Общий композиционный прием высотных зданий выражается в ярусном и уступчатом построении их объемов. Центральная высотная часть зданий системой уступов или ярусов поднимается вверх и завершается легкой, ажурной венчающей частью с шатром или шпилем.
При общей системе уступчатого построения композиции с последовательным нарастанием уступов, создающим впечатление устойчивого равновесия и одновременно динамической стройности и устремления вверх. Композиция завершения также должна строиться по параболической образующей внешнего контура, начиная от верхней кубической надстройки основного объема. Очертания этой второй образующей должны быть еще более стройными — она должна выражать большую устремленность и тектоническое облегчение форм вверх. Композиция завершения должна подхватить уже развитое в построении основных уступов здания движение вверх, а затем, развив и усилив его, довести до предела в шпилевом или шатровом венчании. Наибольшее закрытие в перспективе должно происходить в основании завершения, особенно с боковых направлений обозрения, поэтому завершение должно представлять довольно развитую систему перехода от основного объема с формой плана в виде прямоугольника, шатровому венчанию. Значительное влияние на степень закрытия в перспективе завершения оказывает также и то, что детали, венчающие высотную часть здания, настолько плотно поставлены, что фактически образуют как бы сплошную декоративную стенку. Существующие незначительные просветы между ними при малейшем горизонтальном повороте совершенно исчезают. Сплошной ряд деталей закрывает в перспективе более половины четырехгранного основания под шатром. Венчающие детали должны четко вырисовываться на фоне неба, облегчая высотную часть и как бы завершая вертикальные членения фасада.
Завершение здания шатром улучшило силуэт здания, придав ему законченность, большую стройность и устремленность вверх. Этот характер движения и роста подчеркивается и усиливается также различными тонкими архитектурно-композиционными приемами.