«Разбиение на нечто дискретное и нечто непрерывное кажется мне основной проблемой во всей морфологии, и морфология орнаментов и кристаллов представляет собой образец расчленения в том виде, в котором он может быть выполнен».
Наблюдателю архитектура дана в фактах окружающих его строений. Осознание того обстоятельства, что архитектурные объекты не исчерпывают всего многообразия искусственно созданного окружения, что за фактами построенных объектов лежит нечто более постоянное, изначальное, не зависящее от воли людей, которое является причиной изменчивых архитектурных фактов среды, приводит к противопоставлению понятий архитектура и искусственная среда.
При этом к среде относится все внешнее, естественное, непредсказуемое, переменное, глобальное, а к архитектуре — все внутреннее, скрытое, постоянное, предсказуемое, специальное, индивидуальное.
Архитектура, как сложная искусственная система, не могла бы возникнуть, если бы в самом механизме познания человеком объективного мира не были подготовлены благоприятные условия для ее появления.
Таким благоприятным условием явилось осознание в составе непрерывного пространственного континуума умозрительного обобщенного понятия места, некого выделенного вместилища, ограниченной «пустоты», помещения — в самом общем его понимании, позволившее человеку осознать части в составе целого, локальные места в непрерывном континууме, ориентируясь в такого рода дискретном окружении.
Вместилище, место в пространстве, как универсальное понятие, сохранив связь с пространственной сущностью внешнего окружения и отображает его свойства. Автор предлагает ввести термин «локум», который характеризует умозрительную сущность, отражающую свойство исходной пространственной единицы в составе пространственного образования.
Термин «локум» происходит от латинского слова locum (locus), обозначающего место, локализацию чего-либо в пространственном окружении. Термин «локум» является инвариантным идеальным представлением о классе дискретных пространственных элементов, из которых гипотетически складывается пространственная целостность архитектурных объектов.
Понятие локума существует только в сознании человека, его нет в природе. Это новое понятие понадобится нам в дальнейшем в качестве определения той составляющей, которая может стать формальным первоэлементом модели строения любого архитектурного объекта.
Архитектура без человека — как написанная картина, напечатанное слово, собранное техническое устройство, как любой предмет человеческой культуры теряет всякий смысл, однако актуальным остается вопрос, какие именно человеческие свойства делают объект архитектурным?
Архитектура лишь в малой степени связана в представлении людей с процессами пищеварения, деторождением, сном и т.д. Но значительными по своей роли будут архитектурные механизмы, позволяющие людям ориентироваться в пространстве: прятаться и открываться, уединяться или встречаться, интенсивно взаимодействовать с людьми или предметами, объединять людей или разобщать, разъединяя, и многое другое.
Именно эти архитектурные механизмы, которые обеспечивают пространственные выделенности, локализации, их взаимную связанность или разобщенность, рассматриваются как центральные компоненты архитектурной системы. Благодаря таким механизмам отдельные пространственные акты связываются в осмысленную цепь архитектурно-пространственных событий.
Архитектурные объекты, рассматриваемые как вместилища, и деятельность (активность, функция), в них происходящая, непрерывно связаны между мертвый артефакт материальной культуры.
Архитектурный объект, как определенным образом организованная материальная система, является одним из условий возникновения разных видов деятельности, формой ее существования и способом функционирования. Примером могут служить тюрьмы, монастыри, военные городки и т.п. сооружения, где суть проявления деятельности невозможна без определенным образом структурированной материальной оболочки со сложной системой запретов и разрешений на проникновение и разную степень сосредоточения.
Выше мы уже определили в качестве объекта рассмотрения пространственную («пустотную») структуру архитектурных объектов. Выделение пространственной структуры из общего контекста характеристик, определяющих существование архитектурных объектов, сопряжено с проведением границ исследования как можно ближе к предметно- пространственной сущности архитектурных объектов и высказыванием суждений относительно роли пространственной структуры в аспекте решения человеком некоторых социальных задач.
Такая позиция требует на каждой стадии исследования сохранения общего направления, связанного с учетом характера пространственного размещения материальных объектов и характера целевой направленности человеческой деятельности в аспекте организации перемещений, размещений, контактов и т.д.